И. А. Слободанюк развитие уголовного закон - страница 4

^ § 2. Разглашение государственной тайны, совершенное военнослужащими (ст. 283 УК РФ)

Объективная сторона и способы разглашения государственной тайны.

Понятие «разглашение государственной тайны» является довольно сложным, поскольку включает в себя, с объективной стороны, самые разнообразные способы.

Проводя историко-правовой анализ отечественной юридической литературы, нельзя не отметить, что законодательная конструкция состава разглашения государственной тайны была различной, вследствие этого, авторы по-разному определяли объективную сторону данного преступления. Характерными в этом отношении были следующие мнения.

Одна группа авторов под разглашением государственной тайны понимает противоправные действия виновного, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, стали достоянием других лиц98.

Другие же авторы утверждали, что под разглашением следует понимать такие действия виновного, в результате которых сведения, являющиеся государственной тайной, не только стали, но и могли стать достоянием других лиц99.

Таким образом, в теории уголовного права по вопросу о понятии разглашения государственной тайны до недавнего времени не было единства, поскольку закон по разному устанавливал основания ответственности за данное посягательство.

Однако с принятием Уголовного Кодекса РФ, второе из вышеприведенных определений утратило свое значение.

Уголовный закон, устанавливая ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, не содержит описания тех конкретных деяний, которые должны рассматриваться как разглашение государственной тайны.

Исходя из диспозиции ст. 283 УК РФ, под разглашением сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, следует понимать совершение этим лицом таких деяний, преследуемых в уголовном порядке, в результате которых эти сведения становятся известными другим лицам.

Сразу необходимо оговориться, что если эти сведения «могли стать», но не стали достоянием других лиц, то нет и их разглашения. Если бы законодатель имел в виду необходимость преследования в уголовном порядке разглашение сведений, составляющих государственную тайну, в результате которых эти сведения не только стали, но и могли стать достоянием других лиц - то он прямо, в соответствующей норме оговорил бы это.

Из вышеприведенных суждений видно, что под разглашением государственной тайны следует понимать, отнюдь и не только случай непосредственной передачи сведений, составляющих государственную тайну, другому лицу, а значительно более широкий круг деяний.

Итак, с объективной стороны рассматриваемое преступление состоит в разглашении государственной тайны, т.е. в совершении лицом такого деяния, в результате которого сведения, являющиеся государственной тайной, становятся известными другим лицам. Таким образом, объективная сторона состава разглашения государственной тайны характеризуется двумя существенными моментами:

совершение лицом определенного деяния, и

2) наступления в результате совершенного деяния вредных последствий - восприятия другим лицом разглашенных сведений.

Лишь при наличии обоих указанных моментов можно говорить о разглашении государственной тайны.

Для состава разглашения сведений, составляющих государственную тайну, не имеет значения, достоянием каких других лиц стали эти сведения (родственника или знакомого лица, разгласившего государственную тайну, или незнакомца).

Посторонним - следует признавать любое лицо, не имеющее санкционированного доступа к данным сведениям (даже при наличии допуска к государственной тайне или особого правового статуса). В связи с этим, представляется, что в диспозиции ст. 283 УК РФ, правильнее было бы заменить слова «других лиц» - словами «посторонних лиц». Термин «другой» означает второй, иной, не этот. И потому, под понятие другого лица, подпадает не только постороннее лицо, но и сослуживец, имеющий доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и даже прямой и непосредственный начальник. Следовательно, под посторонним - подразумевается не всякое другое лицо, а лишь то, которое не имеет прямого отношения к лицу, допущенному к государственной тайне в сфере их служебных отношений. Иными словами, лицо является посторонним по отношению к тем сведениям, составляющим государственную тайну, которые хранит ответственное лицо. Такое понимание постороннего лица вносит ясность в существо разглашения государственной тайны.

В тех случаях, когда сообщение сведений, составляющих государственную тайну, одним должностным лицом другому вызвано служебной необходимостью и сделано в установленном порядке, такое сообщение не может рассматриваться как разглашение государственной тайны.

То обстоятельство, что сведения «стали достоянием других лиц» означает, что эти сведения были преданы огласке. Под понятие «огласка» подпадают случаи, когда сведения стали известны другим лицам, либо перешли в их обладание.

С объективной стороны разглашение государственной тайны может быть совершено как действием, так и бездействием. Наиболее часто оно проявляется в форме самых различных действий.

Например, устное разглашение может быть совершено путем сообщения государственной тайны постороннему лицу в результате хвастовства своей «осведомленностью».

Так, офицер режимной части в разговоре со своим бывшим одноклассником сообщает сведения, касающиеся изобретения крупного военного значения.

Примером письменного разглашения будут случаи помещения сведений, содержащих государственную тайну в записках, письмах родственникам, приятелям и другим посторонним лицам. Например, курсант в письме сообщает подруге информацию о способах шифрования, составляющие государственную тайну.

Переход сведений в обладание посторонним лицам связан с передачей тех или иных секретных материалов (документов, предметов) для несанкционированного ознакомления.

Это может быть передача документов, содержащих государственную тайну, другому лицу для перепечатки на компьютере или для использования в научной работе. Например, должностное лицо передает подчиненной ему, но не допущенной к секретной переписке секретарше для перепечатки, не просмотренные им материалы, в которых помещены сведения, составляющие государственную тайну. Или, желая оказать услугу своему приятелю, постороннему для данного учреждения, передает ему такие материалы для использования в научной работе.

Огласка сведений может заключаться и в показе постороннему лицу документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну.

Разглашение государственной тайны может состоять и в более опасных формах, когда оглашаемые сведения, составляющие государственную тайну, становятся достоянием большого числа людей. К таким видам разглашения государственной тайны, относится, например: служебный разговор в присутствии посторонних лиц (в транспорте, театре и т.д.); телефонный разговор из аппарата общего пользования; сообщение сведений в публичных выступлениях, в печатных произведениях, в средствах массовой информации и т.п.

Примером проявления отдельными лицами и организациями нарушений в хранении государственной тайны - является публикация в 1994 году в ежемесячном журнале «Военный парад» тактико-технических характеристик боевой техники и оружия, которые еще в течение 5 лет не могли быть предметом продажи, и по оценке специалистов Министерства обороны РФ, содержали совершенно секретные сведения.100

Значительно реже государственная тайна разглашается путем преступного бездействия, которое, как правило, выражается в предании огласке, в результате непринятия виновным должных мер к сохранению доверенных ему сведений, составляющих государственную тайну. Такое разглашение возможно по отношению к документам, когда лицо своим бездействием допускает восприятие посторонними лицами содержащейся в данном документе информации. Например, начальник штаба, развесив в кабинете оперативные планы (карты) и не закрыв их, принимает у себя посторонних посетителей. Офицер отдела оставляет на своем рабочем столе важный документ, в результате чего зашедшее в кабинет постороннее лицо воспринимает его содержание - в обоих случаях налицо разглашение государственной тайны.

Бездействие может выражаться и в том, что лицо, вопреки своим обязанностям, не принимает необходимых мер для засекречивания транспортировки соответствующих грузов, не соблюдает требования инструкций о правилах обращения (размножения, хранения, уничтожения) совершенно секретных материалов, например, не принимает мер к уничтожению черновиков и копировальной бумаги, которые имеют следы текста, содержащего государственную тайну.

К фактам бездействия относится и случай, когда, например, военнослужащий, нарушая правила обращения с секретными документами, приносит эти документы домой, где с их содержанием знакомятся члены семьи и посторонние лица.

Следует отметить, что, если речь идет о разглашении государственной тайны путем преступного бездействия - понятие бездействия относится не вообще к факту нарушения правил обращения с документами, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, а к факту предания этих сведений огласке.

Так, в приведенном выше примере: военнослужащий, принеся секретные документы, домой - нарушает правила обращения с этими документами путем совершения активных действий. Но в смысле предания огласке сведений, составляющих государственную тайну, это лицо бездействует - то есть не препятствует ознакомлению с документами членов семьи или посторонних лиц.

Как разглашение государственной тайны следует рассматривать ознакомление посторонних лиц с содержанием неофициальных черновых записей или заметок на неучтенной бумаге, личных блокнотов (без регистрации), содержащих секретные данные. Например, офицер режимной части одного из объектов ПВО, желая убедить знакомую в искренности своих чувств, передал ей свой дневник, в котором он записывал не только личные переживания и наблюдения, но и некоторые известные ему по службе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Одним из существенных моментов при разглашении государственной тайны - является факт нарушения правил ее хранения.

Порядок сохранности государственной тайны регулируется системой нормативных актов в виде инструкций, положений, памяток и т.п. Поэтому при расследовании фактов разглашения, точному установлению подлежит характер преданных огласке сведений, а также сведения о том - какое конкретно требование действующих правил было нарушено. Степень секретности сведений устанавливается путем их сверки с действующими перечнями, а при необходимости – проведением экспертизы компетентными органами.

Нельзя согласиться с позицией Б.С. Утевского, по мнению которого: «разглашение государственной тайны может выражаться, в частности, в небрежном отношении к хранению секретных документов, без указания на то, что именно следует здесь понимать под небрежным отношением к хранению секретных документов»101.

Как разглашение государственной тайны будет рассматриваться лишь такое небрежное отношение к хранению секретных документов лицом, в обладании которого находились эти документы, когда оно выражается в предании огласке сведений, составляющих государственную тайну.

Вместе с тем нельзя отождествлять разглашение государственной тайны с нарушением правил хранения сведений, составляющих государственную тайну.

При нарушении правил хранения государственной тайны разглашения фактически нет, а то обстоятельство, что сведения стали достоянием других лиц, является лишь возможным последствием нарушения. При разглашении же, предание огласке сведений – необходимый признак преступного деяния.

В случаях, когда в результате противоправных деяний виновного лишь создается опасность (возможность) наступления последствий, обычно применяются меры общественного, дисциплинарного или административного воздействия, а не уголовного наказания. Например, военнослужащая К. работающая в секретной библиотеке одного из Центральных управлений МО РФ получила распоряжение сжечь несколько содержащих государственную тайну рабочих карт (с грифом «секретно»). Однако, взяв, эти карты к себе домой, она использовала их для покрытия паркета в ходе ремонта квартиры и после этого их сожгла. Хотя военнослужащая и унесла из расположения части секретные документы, нарушив тем самым порядок сохранения государственной тайны и, создала предпосылки для ознакомления с секретными картами посторонних лиц - её действия не могут рассматриваться как разглашение государственной тайны.

Обобщая вышеизложенные суждения, можно прийти к выводу, что: под разглашением государственной тайны, следует понимать противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они были доверены или стали известны по службе или работе, и в результате чего эти сведения стали известными посторонним лицам.

Спорным, на наш взгляд, в науке уголовного права остается вопрос о конструкции состава, предусмотренного ст. 283 УК РФ. С объективной стороны для разглашения государственной тайны, предусмотренной ч. 1 этой статьи, не требуется наступления каких-либо последствий, а достаточно наличия самого факта противоправного предания огласке этих сведений, в результате чего они стали достоянием посторонних лиц. Таким образом, состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 283 УК РФ, формальный. Законодатель характеризует объективную сторону только одним признаком – деянием, без общественно опасных последствий.

Однако, по мнению некоторых авторов, этот признак имеет особенность. Так, с позиции Д.И. Богатикова понятие «разглашение» складывается из двух актов человеческого поведения: из фактического противоправного оглашения сведений и из факта восприятия этих сведений другим лицом.102

Уголовному праву известны преступления, объективная сторона которых имеет подобную особенность, например дача взятки (ст. 291 УК РФ). Объективная сторона дачи взятки складывается из двух действий: из передачи взяткодателем должностному лицу материальных ценностей или имущественных выгод, а также принятия должностным лицом предмета взятки. Только таким путем может быть произведено вручение взятки, поскольку дача взятки – процесс обоюдный, характеризующийся участием двух сторон, согласованность действий которых и образует признаки объективной стороны.

Некоторые авторы считают, что равным образом совершается разглашение.103 В этом процессе также участвуют две стороны: одна сторона (субъект) оглашает сведения, составляющие государственную тайну, другая (постороннее лицо) – воспринимает эти сведения, в результате чего тайна перестает быть тайной. Иными словами, разглашение государственной тайны означает недозволенное расширение, в нарушение установленного порядка, круга носителей этой тайны, то есть круга лиц, которым государственная тайна доверяется или становится известной по службе, или работе.104

По мнению автора, разглашение государственной тайны следует считать оконченным преступлением с момента, когда сведения стали достоянием постороннего лица, независимо от того, были ли они восприняты этим лицом как государственная тайна или нет. Достаточно - фактического восприятия разглашенных сведений посторонним лицом, поскольку восприятие это уже результат (производная) совершенного деяния.

Однако, нельзя считать разглашением огласку сведений, составляющих государственную тайну, произведенную в присутствии глухонемого или лица, находящегося в беспомощном состоянии, так как эти лица фактически не могут воспринимать такие сведения. Не имеет значения также и то обстоятельство, что разглашенные сведения не были использованы во вред интересам государства. Такое мнение, в частности, разделяют Л.Д. Ермакова105, А.И. Рарог106, Л.Е. Беляев107, В.В. Лунеев108 и другие авторы.

Часть 2 статьи 283 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за разглашение государственной тайны при отягчающих обстоятельствах. Закон не указывает конкретные признаки отягчающих обстоятельств, а определяет их обобщающим термином - тяжкие последствия.

Вопрос о том, какого рода последствия, наступившие в результате разглашения государственной тайны, должны быть отнесены к тяжким, решается судом в каждом отдельном случае в зависимости от фактических обстоятельств дела.

Пример тому: уголовное дело в отношении капитана 3 ранга Величко С.В. Военный Суд Балтийского флота в обвинительном приговоре непосредственно указывает на последствия, ссылаясь на выводы компетентных органов. Согласно заключению комиссии Министерства обороны РФ при Восьмом управлении Генерального штаба Вооруженных Сил РФ: «…сведения, которыми располагает Величко С.В. и которые он сообщил представителям спецслужбы Швеции, в частности:

- о структуре разведки Балтийского флота, действительном наименовании предназначении ее частей;

- о структуре Балтийской военно-морской базы и действительных наименованиях входящих в нее корабельных соединений;

- о возможностях используемой аппаратуры частей военной разведки;

- о выводе из боевого состава отдельного дивизиона разведывательных кораблей малого разведывательного корабля с указанием его бывшего предназначения;

- об описании похода среднего разведывательного корабля на разведку противоминной операции военно-морских сил Швеции;

- о назначении и результатах работы постов радиотехнической разведки;

- о структуре, назначении, и возможностях радиоотряда особого назначения Балтийского флота;

- об объектах разведки этого отряда;

- о составе, местах, дислокации и действительных наименованиях частей разведки Балтийского флота, Московского военного округа и Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ;

- о сокращении частей разведки Балтийского флота -

являются секретными

Сведения о местах дислокации особо важных объектов и воинских частей Балтийского флота -

являются совершенно секретными.

Все эти сведения, как в отдельности, так и в их совокупности, как по состоянию на момент их выдачи, так и в настоящее время, содержат государственную тайну»109.

Изъятые у Величко при задержании выписка из разведывательной сводки № 3 и черновой вариант информационного донесения № 15 как по состоянию на момент их изготовления, так и в настоящее время, содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Оценив данное заключение, суд отметил, что оно дано экспертами высокой квалификации, основано на положениях Закона РФ «О государственной тайне», Указов Президента РФ, сверено с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, и поэтому признает его научно обоснованным и правильным.

Теория и судебная практика обычно относит к тяжким последствиям случаи, когда разглашенные сведения, составляющие государственную тайну, стали достоянием иностранных разведок, или когда факт разглашения - повлек за собой срыв какого-либо государственного мероприятия, программы или направления важнейших исследований, отмену важных международных переговоров и соглашений Российской Федерации, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам России, необходимость дорогостоящей замены кодов, шифров, системы оповещения и других способов конфиденциальной деятельности, гибель участников оперативно-розыскной деятельности, вынужденную передислокацию режимного объекта и т.д.

По мнению автора, не является признаком ч. 2 ст. 283 УК РФ степень важности разглашенных сведений, если при этом не наступили какие-либо тяжкие последствия.

Так, согласно обвинительного заключения по делу О., обвиняемого в том, что он разгласил сведения, составляющие государственную тайну, что повлекло по неосторожности наступление тяжких последствий, которые выразились в причинении морального ущерба потерпевшему В., в падении его авторитета, как одного из руководителей органа внутренних дел, а также в существенном нарушении охраняемых законом интересов государства в области контрразведывательной и оперативно-разведывательной деятельности. Его действия были квалифицированы по ч. 2 ст. 283 Уголовного Кодекса РФ. Однако Московский окружной военный суд переквалифицировал действия О. с ч. 2 на ч. 1 ст. 283 УК РФ, указав, что в результате судебного разбирательства не были установлены обстоятельства, которые бы свидетельствовали о том, что последствия разглашения О. сведений, составляющих государственную тайну, являются тяжкими110.

Состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 283 УК РФ, материальный, поскольку объективная сторона характеризуется двумя признаками – деянием и общественно опасным последствием. Поэтому преступление признается оконченным с момента наступления тяжких последствий. Для квалификации по части 2 данной статьи необходимо установить наличие причинной связи между разглашением и тяжкими последствиями.

Если разглашение осуществляется умышленно, то могут иметь место стадии совершения преступления. Приготовление или покушение образуют ситуации, когда по причинам, не зависящим от воли виновного - разглашенные им сведения не были восприняты посторонними лицами (вследствие незнания национального языка, глухоты, сильного опьянения и других причин). Например, когда военнослужащий по мотивам хвастливости в личном письме сообщает военные сведения, не подлежащие оглашению, но письмо, по каким – либо причинам не доходит до адресата и не становится известным посторонним лицам111.

^ Субъективная сторона разглашения государственной тайны

С субъективной стороны разглашение сведений, составляющих государственную тайну, может быть совершено при любой форме вины. В законодательном описании состава разглашения государственной тайны форма вины не оговаривается, но в соответствии с положением ст. 24 УК РФ, следует прийти к выводу, что уголовная ответственность за данное преступление может наступать как при умышленной, так и неосторожной вине.

^ Умышленное разглашение государственной тайны предполагает сознание виновным, что предаются огласке сведения, составляющие государственную тайну, и желание, чтобы они стали достоянием постороннего лица (прямой умысел). Примером преступления, совершенного с прямым умыслом, может быть случай, когда должностное лицо, желая похвастаться перед знакомым своей осведомленностью, знанием секретных сведений, разглашает их.

Так, за разглашение государственной тайны был осужден военный строитель В. Он признан виновным в том, что, работая на строительстве специального объекта, систематически в беседах со своими родственниками и со знакомыми рассказывал им о месте нахождения секретного объекта, о количестве конструкций и спецсооружений, о системах охраны и демаскирующих признаках объекта. По заключению комиссии специалистов эти сведения составляют государственную тайну.

Разглашая указанные сведений, В. сознавал, что он нарушает установленный порядок сохранения государственной тайны, что сведения эти становятся достоянием посторонних лиц, и желал этого, поскольку преследовал цель показать свою осведомленность перед родственниками и знакомыми.

Разглашение государственной тайны может совершаться и с косвенным умыслом. В этом случае лицо, сознавая факт предания огласке сведений, составляющих государственную тайну, не желает, чтобы эти сведения стали достоянием другого лица, однако допускает эту возможность. Так, начальник секретной военной лаборатории, принимая посетителей, сознает, что сведения, которые содержатся в лежащих на его столе секретных документах, и предметах могут стать достоянием посторонних, однако безразлично к этому относится, вследствие чего, эти лица знакомятся с содержанием документов

Другим примером разглашения государственной тайны военнослужащим с косвенным умыслом может быть такой факт. В одном из проектно-конструкторских бюро МО было отпечатано 15 экземпляров описаний к технической документации по совершенно секретной аппаратуре связи. Проверка этой документации перед отправкой на завод была поручена группе инженеров и техников во главе с начальником лаборатории. Последний организовал проверку документации в своей лаборатории таким образом, что один из инженеров громко читал откорректированный экземпляр, а другие вносили изменения в остальную документацию. Позднее было установлено, что все это слышала работавшая в соседнем помещении бригада военных строителей. Как выяснилось, начальник лаборатории знал, что разделявшая помещения перегородка звукопроницаема, и предвидел, что достоянием работавших там посторонних лиц могут быть оглашаемые сведения, но, относясь к этому безразлично, сознательно допускал наступление разглашения112.

^ При неосторожном разглашении государственной тайны субъект не сознает, хотя по обстоятельствам дела должен был сознавать, что в результате его деяний государственная тайна может стать, известна другим лицам. Например, когда должностное лицо, не проверив предварительно содержание материалов, передает их для перепечатки машинистке, а между тем в этих материалах оказываются сведения, составляющие государственную тайну, или когда должностное лицо высылает вместе с несекретными документами совершенно секретные документы. Здесь налицо неосторожная вина в форме небрежности.

Неосторожное разглашение государственной тайны в форме легкомыслия будет в том случае, когда лицо, предавая огласке сведения, составляющие государственную тайну, легкомысленно рассчитывает, что они не станут достоянием посторонних лиц. Например, командир соединения, передавая по телефону сведения, составляющие государственную тайну, легкомысленно считает, что им приняты достаточные меры, чтобы эти сведения не стали доступны другим лицам. Однако в это время в соседней комнате находятся посторонние, которые слышат разговор по телефону.

Разглашение государственной тайны по легкомыслию может выразиться и в таких действиях: начальник секретной части при необходимости уничтожить секретные документы или их черновики разрывает бумагу на мелкие части и просто выбрасывает их в мусорную яму. При этом он сознает, что, нарушая, таким образом правила уничтожения секретных документов, они могут стать достоянием посторонних лиц, но легкомысленно надеется на то, что выброшенные документы невозможно подобрать из хлама, находящегося в мусорной яме.

В литературе различными авторами высказано почти единогласное мнение, что при разглашении государственной тайны без отягчающих обстоятельств (по ч.1 ст. 283 УК РФ) могут иметь место все четыре формы вины – прямой и косвенный умысел, легкомыслие и небрежность.

Однако существует и другое мнение, согласно которому, как представляется, данное положение нуждается в уточнении.

Понятие «разглашение» включает факт оглашения сведений и факт восприятия посторонним лицом этих сведений. Эта особенность и породила ошибочное суждение о возможности совершения данного преступления с косвенным умыслом или по легкомыслию. Авторы определяли конкретное содержание вины, исходя из двух признаков объективной стороны (оглашения и восприятия), рассматривая один как деяние, а другой – как последствие. В то время как понятие разглашения – это единый процесс, и только он, как единое целое, может быть предметом сознания и воли лица, разглашающего государственную тайну.

Вина – это психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному деянию и его последствиям. Сознание и воля являются составными элементами этого отношения. Различные сочетания сознательного и волевого элементов создают разные формы и виды вины. Их предметное содержание определяется объективными признаками и зависит от законодательной конструкции состава конкретного преступления. Законодательное определение двух форм вины – умысла и неосторожности (ст. 25 и ст. 26 УК РФ) – дается применительно к так называемым материальным составам, объективная сторона которых характеризуется не только общественно опасным деянием, но и общественно опасными последствиями. В рамках таких составов, форма вины определяется, в конечном счете - психическим отношением лица к общественно опасным последствиям.

В преступлениях с формальным составом, в которых объективная сторона охарактеризована законодателем только одним основным признаком – общественно опасным деянием, конкретное содержание сознательных и волевых элементов понятия вины должно определяться именно этим признаком. Иными словами, содержание понятия вины в преступлениях, имеющих формальный состав, подвергается, в сравнении с законодательной формулировкой, обязательной модификации. Поскольку объективная сторона формальных составов не включает общественно опасные последствия в качестве обязательного признака, психическое отношение к ним не может входить в содержание вины. Интеллектуальный (характеризующий сферу сознания) элемент исчерпывается сознанием общественно опасного характера совершаемого деяния. Равным образом и предметом воли лица является общественно опасное деяние. Так, при совершении преступления с формальным составом осознанность общественно опасного характера совершаемого деяния свидетельствует о желании совершить это деяние, поскольку лицо, если оно действует по своей воле, свободно в выборе поведения – совершать или не совершать действия, являющиеся общественно опасными. Вина при этом выступает только в виде прямого умысла. Подобные суждения неоднократно и более подробным образом высказывались в уголовно-правовой науке113.

Сохранность государственной тайны при ее разглашении нарушается самим фактом совершения деяния. Лицо совершает действие, заведомо для него являющееся общественно опасным, поскольку оно действует вопреки существующим правилам сохранения государственной тайны, с которыми он знаком по службе или работе. Виновный охватывает своим сознанием не только фактическую сторону своего поведения, в результате которого государственная тайна становится достоянием других лиц, но и его социальные свойства. Лицо сознает факт нарушения специальных обязанностей и намеренно отклоняется от установленных норм поведения, то есть действует целенаправленно, следовательно, с прямым умыслом. Субъект сознает, что разглашает государственную тайну, то есть доводит ее содержание до сведения посторонних лиц, и желает ее разгласить (желает, чтобы она стала достоянием посторонних лиц).

Например, офицер Генерального штаба, желая оказать услугу своему приятелю, передает ему совершенно секретные материалы для использования их в научной работе. Военнослужащий при этом сознает, что вопреки существующим правилам доводит до сведения постороннего лица данные, являющиеся государственной тайной, и желает совершить это действие. Мотивом при этом является личная заинтересованность в поддержании приятельских отношений.

Разглашение государственной тайны может быть совершено и по неосторожности. Психологическое содержание неосторожности в преступлениях с формальным составом должно быть связано только с отношением к деянию. Лицо не сознает общественно опасного характера своего деяния, в результате которого сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, в то время как лицо должно было и могло это сознавать. Например, начальник штаба дивизии подводных лодок по невнимательности передает машинистке для перепечатки в числе открытых материалов листы, содержащие государственную тайну. Должностное лицо не сознает, что разглашает государственную тайну, но должно было и могло это сознавать, если бы проявило большую осмотрительность. Лицо допустило небрежность по отношению к сохранности государственной тайны. Объективный и субъективный критерии ответственности (должно было и могло) в этом случае основываются на обязанности лица быть особо внимательным, осмотрительным, бдительным по отношению к государственной тайне, как этого требуют соответствующие инструкции. Лицо не преднамеренно, а по небрежности пренебрегает некоторыми обязанностями, в результате чего государственная тайна становится достоянием посторонних лиц.

По мнению некоторых авторов, преступление с формальным составом, в конкретной ситуации, не может совершаться по неосторожности в форме легкомыслия, поскольку предметное содержание вины связано и в этом случае только с общественно опасными последствиями. Совершение преступлений с формальным составом возможно лишь с прямым умыслом и по небрежности. Косвенный умысел и легкомыслие исключаются114.

Следует отметить, что мотивы совершения умышленного разглашения государственной тайны, могут быть вполне «безобидными» – ими чаще всего выступает бахвальство, хвастовство, а целью – показать знакомым, родным и близким, но посторонним (в юридическом смысле слова) лицам свою осведомленность, компетентность, подчеркнуть «важность» и «значимость» своей персоны, при решении практических вопросов. В основе мотивации могут

быть следующие побудительные стимулы: «помочь» близкому человеку в выполнении научной работы, выступлении с лекцией и т.д.

Однако, могут быть и иные мотивы, связанные с чувством мести, из корыстных побуждений и т.д.

Так, старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела Управления ФСБ О. в разговорах со своим сыном, не имеющим доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, и городским прокурором Л., умышленно, из чувства мести за отказ В. в возобновлении сотрудничества с

органами госбезопасности, разгласил сведения, составляющие государственную тайну – данные о В. как о лице, оказывавшем содействие органам госбезопасности на конфиденциальной основе115.

Т., будучи сотрудником одного из НИИ, за вознаграждение, составляющее несколько сотен долларов США, передавал своему приятелю, связанному с иностранной разведкой, ксерокопии слайдов космической съёмки местности сопредельных государств116.

Для части 2 ст. 283 УК РФ – разглашение государственной тайны, если оно повлекло тяжкие последствия, - характерна двойная форма вины. По отношению к деянию (разглашению) лицо может действовать либо с прямым умыслом, либо небрежно. Отношение же субъекта к тяжким последствиям может быть только неосторожным. Когда лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно расчитывало на их предотвращение (неосторожность в форме легкомыслия), или когда лицо не предвидело, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть возможность наступления тяжких последствий (неосторожность в форме небрежности). Если же, отношение субъекта к тяжким последствиям будет умышленным (например, если он действует из корысти, стремясь извлечь выгоду из передаваемых за границу сведений для публикации, в которой использованы секретные материалы), то на наш взгляд, его действия необходимо квалифицировать - как государственную измену в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации117.

Для наличия состава разглашения, форма вины не имеет существенного значения, поскольку уголовная ответственность может наступить как при умышленном, так и неосторожном разглашении государственной тайны.

Однако для установления степени общественной опасности совершенного преступления, и, следовательно, избрания в отношении виновного справедливой меры наказания - важно установить: совершено ли это деяние умышленно или неосторожно, так как умышленное разглашение, как правило, является более общественно опасным, чем такое же деяние, совершенное по неосторожности.

0040120682122111.html
0040287017308094.html
0040376761454299.html
0040453559185870.html
0040540952786170.html