Эзотерическая психология трактат о семи лучах том I всеми правами на издание книги владеет Люцис Траст - страница 11

^ Вопрос 4. В чём ценность изучения семи лучей? Вопрос 5. Каково значение таких выдающихся качеств души как чувствительность, сознание, осведомлённость и свет?
110] Большое значение четвёртого вопроса определяется его чрезвычайной практичностью. В конечном счёте, определение приносит лишь ментальное удовлетворение и не указывает, как прилагать знание на практике.

Прежде всего остального, стремящийся должен быть практичным. Время мистического и мечтательного сознания быстро проходит, и, если человек благодаря пониманию психологии сможет лучше познать себя, он начнёт действовать чётко и осмысленно. Он будет точно знать, какой путь ему избрать, будет постигать присущие его собственной природе силы, которые, соприкасаясь с силами, исходящими от его окружения, определяют его собственную деятельность. Стремящиеся должны стараться на практике применять сообщаемые истины, чтобы тем самым свести к минимуму свою ответственность. Полученное знание, оставляемое без применения, таит в себе опасность и грозит последующей расплатой.

В предыдущих книгах было дано многое, что вы можете усвоить и с пользой применять в своём служении. Немало будет дано и в этой книге, однако учащимся надо помнить, что они сами вызывают к жизни то учение, которое получают. То, что происходит между мной и моими читателями, ничуть не похоже на ситуацию с наставником, излагающим систему знаний группе внимающих учеников. Группа – просто канал, через который какой-либо аспект Вневременной Мудрости может дойти до ожидающего мира. Я не считаю вас теми избранниками, которые благодаря своей эволюционной ступени были сочтены достойными получить нечто эзотерическое и необычное, что останется утаённым от остального человечества. Но я считаю вас искренне интересующимися духовной жизнью, старающимися вести себя разумно, стремящимися (более или менее) жить как души и в меру своего понимания применять сообщаемое учение. Какое употребление находят ему учащиеся – исключительно их собственное дело. Но вот в чём заключается ценность любой группы стремящихся и учеников: 111] они могут – если так выберут и если их общая устремлённость будет достаточно сильна – на практике проявить учение и, таким образом, образовать центр, через который это учение может распространяться и делать своё дело, формируя человеческую мысль, освещая проблемы психологии и так расширяя понимание истины (о семи Лучах, этой древней, но малопонятной семерке), чтобы появилось новое осознание и смогла начать своё продвижение новая психологическая наука.

Итак, вы спрашиваете: что как группа мы должны делать, чтобы приносить пользу и своим служением образовать надёжный канал для помощи человечеству?

Прежде всего, ваше отношение к учению должно выражаться в добровольной готовности служить без каких бы то ни было мыслей о себе. Рост духовного осознания и подъём всего человечества – вот что должно быть поставлено во главу угла, а не ваш личный рост или развитие и не ваше собственное удовлетворение при получении какой-то особой, новой информации. Вы будете расти, и ваша душа будет всё надёжнее овладевать своим инструментом, когда ваши ум и усилия будут направлены на групповое служение, а слова ваши не будут причинять вреда благодаря притоку Любви.

Во-вторых, перестаньте занимать свой ум пустыми домыслами о личности наставника. Какая разница, кто он? Можете ли вы хоть что-нибудь узнать о нём? И стоит ли полагаться на утверждения своего же собрата-учащегося, кем бы он ни был, о том, что он что-то знает об этом? Вы не можете убедиться, прав он или нет, и, значит, попусту теряете время, которое лучше потратить на более плодотворное служение, более тщательное изучение жизненно важных предметов и медитацию.

Важно только само учение. Лишь аспекты истины, которые я вам предлагаю, имеют значение. Лишь та помощь, которую я могу оказать вам, а также духовная и ментальная стимуляция с моей стороны существенны для вас. Тренировка 112] интуиции для распознавания духовной истины должна быть целью ваших усилий. Само учение, а не учитель, должно быть для вас авторитетом; авторитет стал камнем преткновения для многих школ. Есть только один авторитет – бессмертная душа самого человека, и только этот авторитет следует признавать.

Старайтесь правильно понимать учение и видеть его подлинную суть. Частично "^ Трактат о Семи Лучах" рассчитан на более позднее время и истинное его значение начнёт выявляться как часть общего знания человечества только к концу нашего столетия, если только надвигающийся выплеск сил17 не вызовет более крупных изменений, чем это сейчас кажется возможным наблюдающей Иерархии. Какая-то часть учения может использоваться всеми вами уже сейчас. Частично оно прольёт свет на проблемы современной психологии и позволит соединить многие аспекты науки о душе. В наши дни ученики растут, находя источник поддержки в душе; они обнаруживают, что источником их силы служит групповое учение и групповое усилие. Мы учим людей быть душами, а не малыми детьми, которым необходимы забота и воспитание в защищённых яслях со строгими правилами и приказами. Как души люди получают свою жизнь из океана универсального, а не из крохотного колодца частного. Неся свои малые сосуды, они находят собственный путь к этому океану и собирают в эти сосуды то, что для них необходимо. В свете собственной интуиции и просветлённого ума (развитого и поставленного на службу благодаря медитации) выберите тот аспект учения, который вам подходит и помогает, и интерпретируйте его, исходя из своих потребностей и роста.

Время личностных контактов, личностного внимания и личных посланий прошли, и прошли давно, и только в долине иллюзии, на астральном плане всё остаётся по-прежнему. Это неприятное сообщение, но всякий истинный ученик отнесётся к нему с пониманием. 113] На основе собственного опыта и борьбы он знает, что это так. Только группа Учителей, Иерархия в целом и её взаимодействие с человечеством имеют значение. Только руководимая Учителями группа учеников и её отношения с испытуемыми учениками на физическом плане, которые видятся этой группой как объединённые во всемирную групповую формацию, где бы ни находились составляющие её единицы, важны для нас. Существенно лишь раскрытие сути учения, и его влияние на коллективный ум мыслителей человечества играет первостепенную роль. Превыше всего нами, наставниками, ставится взаимодействие субъективной группы мировых работников с теми – на внешнем объективном плане, – кто любит человечество. Поощрение индивидуальных устремлений, удовлетворение желаний испытуемых, подпитка духовных амбиций никак нас не привлекают. Слишком суровы времена, слишком тяжел кризис.

И сейчас, конечно, есть группы стремящихся, получающих определённые инструкции, и ученики, проходящие определённую подготовку. Однако нужно помнить (вопреки любым утверждениям преданных мира об обратном), что никакая подготовка в подобных случаях не затрагивает деталей личностной жизни. Не обсуждаются и не рассматриваются специфические проблемы здоровья, финансов и семьи, и не тратится время на ободрение, утешение и убеждение неустойчивой личности. Идёт только обучение стремящихся методам духовного роста; может предлагаться та или иная методика коррекции подспудных факторов, вызывающих различные эмоциональные состояния; могут быть рекомендованы какие-то специальные медитации; могут также раскрываться законы, управляющие объединением с душой; но никакой работы личного порядка не ведётся. С собственной личностью ученики разбираются сами. Под давлением мировой работы у Учителей остаётся всё меньше и меньше времени даже для Своих личных учеников. Как же тогда те, кто не входит 114] в число принятых учеников, могут надеяться, что у Учителя найдётся время и на их незначительные дела?

В будущем, однако, будет появляться всё больше групп, строящих свою работу на новой основе, и уже сейчас в мире формируются подобные "групповые организмы". Пока они проходят экспериментальную стадию и их появление может оказаться преждевременным или нежелательным. Учение и рекомендации, экспериментальные методы подготовки и различные техники будут даваться не в личном и частном порядке отдельным членам группы, но будут доступны каждому её члену и он сможет прочитать, узнать и обсудить всё, что ему необходимо. В силу естественных причин таких групп ещё очень-очень немного. Пока они призваны лишь показать, возможно ли в конце концов создать внешнее отражение, или произвести экстернализацию, тех групп, что собраны вокруг Учителей на внутренних планах. На внутренней стороне эти группы принятых учеников представляют собой восприимчивые организмы, и каждый, кто входит в эти круги, собирающиеся вокруг Учителя, осведомлен обо всём, что связано с духовным раскрытием его соучеников в радиусе его круга. Эти очень ограниченные попытки опытного копирования на внешнем плане находятся пока ещё в зачаточном состоянии. Это испытание, проба, которая может оказаться и неудачной. Члены этих крошечных внешних групп (о составе и образовании которых известно только тем, кто в них входит) должны быть готовы к тому, что когда они получают инструкции и развиваются как единицы группы, то остальные её члены знают об их неудачах или успехе. Они обязаны также хранить строгое молчание относительно существования группы, иначе им грозит исключение. Личный состав группы отступает перед жизнью групповой сущности как единого целого. При обучении отдельных членов группы и всей группы в целом никакого акцента на индивидуальности не ставится, в счёт идут только групповые взаимодействия, интеграция и рост группы. 115] Отмечаются и исправляются лишь те факторы в жизни индивида, которые препятствуют развитию групповой жизни и выражения. Только групповая нота, групповой оттенок и групповое развитие имеют значение для обучающих работников, а индивид никогда не рассматривается сам по себе, но только в связи с группой. Поручения, которые он выполняет, дисциплина, которой он подчиняется, – всё основано на желании сохранить групповое равновесие, но никак не на личном интересе к индивиду. В этом эксперименте выявляется пригодность человека для группы. Он сразу же проверяется на способность развиваться в качестве групповой единицы. Если он успешно проходит проверку, группа усиливается, в противном же случае он исключается и его место занимают другие. Так продолжается до тех пор, пока группа не будет полностью и гармонично сформирована, что позволит честным и искренним, безличным и ментально уравновешенным, самозабвенным и любящим её членам в полном согласии вести совместную работу. Тогда, как единое групповое существо, они смогут составить фокусную точку для передачи духовной силы нуждающемуся и ожидающему миру.

Но важно помнить, что обучающий посвящённый или наставник занимает полностью отстранённую и безличную позицию. Он осведомлён о свете души и её состоянии, а также о ментальном состоянии стремящегося, но не направляет своё внимание ни на решение его проблем на физическом плане, ни на воспитание его эмоциональной природы, ни на его астральное развитие. Стремящиеся учатся быть учителями и адептами, сами разбираясь со своими делами на физическом плане и астральными идиосинкразиями.18 Они должны делать это в свете собственных душ и их силой. Мы, наставники, нарушили бы закон и затормозили бы их развитие, пытаясь искусственно обеспечить условия, которые не возникают естественным путём. Это также вызывало бы перевозбуждение их низшей природы. Когда же, наконец, стремящиеся усвоят, что отвечающие за них наставники и старшие ученики работают лишь на ментальных уровнях и с душой? Когда же они поймут, что пока человек не установил контакт с собственной 116] душой и не научился действовать как управляемый ум, мы не много можем сделать для него? Повторяю: нас не интересуют личности с их мелкими делами. У нас нет ни времени, ни склонности вмешиваться в повседневную жизнь человека. Зачем – когда и так уже столько опубликовано и разъяснено – долго занимать внимание стремящегося? Когда человек начинает жить как душа, когда сознание его уже отвернулось от мира иллюзии, – тогда он может быть полезен. В качестве первого урока он должен научиться чувствовать ценности во времени и пространстве и понять, что мы работаем с душами, а не нянчимся с личностями.

Эти слова кажутся вам слишком суровыми? В таком случае, вы ещё не полностью избавились от эгоизма и, любя собственную индивидуальную душу, ещё не добились должного контакта с ней, пока, возможно, только ощутив её вибрацию, но не более того. У вас нет ещё истинного представления о нужде мира, иначе вы давно позабыли бы о своих амбициях и освободились бы, чтобы работать, как (на субъективной стороне) работаем мы, без мыслей о «я» или духовном счастье, без желания заниматься задачами, имеющими в виду отдельное «я», не мечтая о заманчивых обещаниях будущего успеха и не требуя приятных касаний и контактов с теми, чьё сознание превосходит наше. Если пока вы не способны на это, осознайте этот факт, но помните, что никто вас за это не осуждает. Это лишь показывает тот уровень, которого вы достигли, и говорит о том, что иллюзия астрального плана ещё держит вас в рабстве, заставляя ставить личностные реакции выше группового осознания. Но пока вы остаётесь на этом плане, функционируете на этом уровне сознания, вас, как сознательную единицу, нельзя привлечь в группы Учителей на ментальных уровнях. Вы пока ещё слишком разрушительны и личностны в своих действиях и, скорее всего, причините группе вред и создадите ей проблемы. Всё откроется вам с такой ясностью (благодаря групповой стимуляции), к какой вы ещё не 117] готовы, и это будет разрушительным для вас. Вам необходимо пройти уроки принятия водительства собственной души и гармоничной безличной работы на физическом плане в группе или с группами, с которыми вас сводит судьба. Когда вы усвоите урок самозабвения, когда вы ни к чему не будете стремиться ради своего отдельного "я", когда вы будете твёрдо стоять на собственных ногах и искать помощи только внутри себя, когда ваша жизнь будет ориентирована на сотрудничество, тогда со ступени Наблюдателя вы сможете перейти на ступень Связника. Произойдёт это потому, что вам можно будет доверить передачу того, что безлично и подлинно конструктивно, что не питает эмоциональной природы и не потакает желаниям "я".

Здесь можно отметить интересное обстоятельство и ответить на один вопрос. В "^ Трактате о Белой Магии" были упомянуты две группы – Наблюдателей и Связников (третьей группы мы не будем сейчас касаться), и вопрос звучал так: кто обучает этих Наблюдателей и Связников? Ответ заключается в том, что наблюдатели сами себя обучают или, точнее, душа учит личность истинному наблюдению. Связников же медленно и постепенно обучают старшие ученики, действуя на субъективной стороне жизни. Такая подготовка никогда не организуется и не проводится на физическом плане, и никогда ученики – работающие на физическом плане – не занимаются обучением групп связников, которые позднее будут использоваться Иерархией. В таком деле (как и во всём в духовной жизни) ученик сначала самостоятельно развивает в себе отзывчивость на собственную душу, затем – отзывчивость на внутреннюю группу работников, которые позднее, вследствие его самостоятельных усилий, учат его быть связником, или посредником. Отличительной чертой таких связников являются ясность мышления, подлинная безличность, духовная 118] терпимость и умеренность в словах при изложении концепций. Следует помнить, что из обильного потока психических писаний, изливающегося сегодня в мир, работа настоящих связников выделяется тем, что имеет дело с Планом, а не с личностями, с принципами, а не с индивидуальными целями, и тем, что все связники – люди ментального типа, каналы любви Бога, носители группового сознания. Их деятельность никак не может вести к разобщению, питать огни споров, антагонизма или фанатичной приверженности. Но есть немало других каналов, отличных от данной группы связников, по которым может идти много ценного, и вы можете ожидать увеличения притока вдохновенных писаний высокого порядка, излияний мудрости из мира душ через сотни людей, имеющих контакт с собственной душой. Немало очень хорошей информации для благочестивых людей будет приходить также с высшего уровня астрального плана. Но всё это никак не связано с работой формирующегося сейчас отряда связников. Их пока лишь горсточка, настоящий же приток связников начнётся не ранее, чем через пятнадцать лет.

Вернемся к нашим вопросам, в частности к вопросу о пользе изучения Лучей. Я счёл необходимым осветить эту тему по следующим соображениям.

1. Современная психология зашла в тупик. Множество психологических систем способствовали развитию предмета в целом, и все они по-своему ценны, поскольку каждая воплощает какой-то аспект истины. Благодаря им у нас есть удивительное знание о человеке, его инстинктах и чувственных механизмах, его реакциях на окружение и его сенсорном аппарате. Мы немало узнали о подсознательном, через которое древние грехи и познания человечества, подавляемые комплексы и скрытые желания, а также высокоорганизованные психические реакции 119] выплескиваются со столь ужасными последствиями в сознательный ум. Нам многое известно о человеке как о едином функциональном целом, о взаимодействии нервной системы, эндокринной системы, мышц (выражающих вместе качество, характер и личность) и окружения. Таким образом, мы немало узнали о том составном существе, которое называется Человеком, и человек как психическая сущность есть несомненный факт природы, как и человек животный. Но, как душа, человек до сих пор остаётся вопросом, надеждой, верованием. Существование души пока не доказано, и, пытаясь помочь утверждению истины, я хочу представить вниманию мыслителей современности тему семи Лучей, чтобы таким образом пролить на психологическую науку свет эзотерического знания. В результате можно приблизить откровение.

2. Если спросить о главном, что стало ясно исследователям человека, то это факт его сущностной двойственности. Психология показала, что в сознании каждого человека присутствует чувство двойственности, что человек в каком-то таинственном смысле являет собой два существа и что все неврозы и комплексы, испытывающие мастерство опытных психологов, объясняются войной между этими двумя сущностями. Её-то и имел в виду посвящённый Павел, говоря о вечной вражде между плотским умом и небесной природой,19 и все стремящиеся, ведущие осмысленную борьбу за своё освобождение, свидетельствуют о том же. Павел указывает, что победа достигается через Христа, и я подчеркиваю важность изучения семи Лучей, констатируя, что, эзотерически, семь Лучей являются семеричными выражениями Космического Христа, второго Лица Троицы. Мужчины и женщины, сбитые с толку своей двойственной природой, тысячами обращаются в клиники психологов; и тысячи психологов распознают 120] эту двойственность и стараются связать разобщенные аспекты. Когда будет понята истинная природа семи Лучей и мы поймем, как они воздействуют на человечество, формируя в нём семь типов, наш подход к человеческой двойственности будет более разумным. Мы будем лучше разбираться в природе сил, составляющих каждый из полюсов этой двойственности. Это и есть истинная эзотерическая наука. Наука о семи качествах, или Лучах, и их влиянии на мириады форм, которые они создают и насыщают своей энергией, ляжет в основу новых правильных методов обучения и развития человеческого семейства. Современная экзотерическая наука много знает о внешней форме, или материальном аспекте, и его электрической природе. Эзотерическая наука много знает о природе субъективных энергий и качеств, характеризующих и обусловливающих формы. И при разумном соединении этих двух аспектов знания мы получим более верную и точную психологию и новую науку человеческой культуры. Тогда объединение человека – человека как психической сущности и человека как обусловливающей души – начнёт быстро продвигаться.

3. Знание о Лучах, их свойствах и энергиях, станет огромным подспорьем для представителей различных наук. Любая наука относится к тому или иному Лучу и буквально является светом, который проливается этим Лучом на одну из областей божественного проявления. Четыре царства природы суть воплощения четырех великих Жизней, Которые находятся на четырех малых Лучах. Существо, представляющее Собой жизнь четвёртого, или человеческого, царства природы (если рассматривать это царство как отдельный организм, такой же, как телесная природа или личность человека, отдельная от него, как от души), находится на Пятом Луче. Существо, аналогично одушевляющее третье, животное, царство, вибрирует на Шестом Луче. Существо, являющее Собой выражение 121] и активную силу всего растительного царства, находится на Четвёртом Луче. Таким образом, имеем:

Человечество 4-е Царство 5-й Луч Конкретное Знание.

Животные 3-е Царство 6-й Луч Преданность тому, что выше или впереди.

Растения 2-е Царство 4-й Луч Гармония и Красота.

Минералы 1-е Царство 7-й Луч Организация и Ритуал.

Пока эти утверждения мало что говорят вам, но мы рассмотрим их подробнее, когда перейдём к детальному обсуждению Лучей. Сейчас же я хочу дать лишь общее представление. Тем не менее очевидно, что когда учёные выявят и признают (хотя бы гипотетически) природу энергии, насыщающей и оживотворяющей любое царство природы, они прольют яркий свет на внешнюю форму, которая наделяется качествами конкретной силы и жизни.

Есть, например, вполне конкретная причина тому, что основной массе полевых и садовых цветов на Западе, а также всем растениям осенью, свойственна в наше время жёлтая и оранжевая расцветка. И та же причина определяет ментальную поляризацию последних подрас арийской расы, да и вообще весь тон арийской эры в целом. Как растительное царство, так и человеческая аура испытывают на себе специфическое влияние Луча Гармонии и Красоты (Четвёртого) и набирающего силу Луча Знания (Пятого) (олицетворяющих слияние интуиции и интеллекта у высокоразвитого человека). И там, и там весьма заметен жёлто-оранжевый оттенок. Я упоминаю об этом, чтобы показать, как материализуется лучевая сила, и подчеркнуть значение эзотерической науки в приложении к экзотерической.

Голубой цвет Луча преданности сменяется ныне фиолетовым цветом так называемого церемониального Луча. Что означают эти слова? Лишь то, что великий Музыкант вселенной меняет 122] тональность, выводит иной звук, заставляя колесо совершить следующий оборот и привлекает в дугу проявления фиолетовый Луч, великую ноту СИ. В каждое царство природы Лучи приносят с собой всё, что им созвучно: человеческих существ, дэвов высокого или низкого порядка, элементалов желательной или нежелательной природы, цветы, плоды, определённую растительную и животную жизнь и разнообразные формы. Именно уход Луча даёт сигнал к полному исчезновению некоторых форм и вымиранию определённых видов животной и растительной жизни. И замешательство учёных по этому поводу вполне естественно. Процессы прихода и ухода, как и любая работа в природе, совершаются неспешно. Циклическое рождение и усиление нового Луча происходит одновременно с медленным возвращением к своему источнику Луча, господствовавшего до его прихода.

Сейчас со сцены уходит Шестой Луч, забирая с собой все формы, имеющие голубой цвет как основной тон, например людей, отдававших свою преданность (заслуженно или нет) какому-либо объекту, человеку или идее. Стало быть, вместе с ним исчезнут и те, кого мы называем фанатиками, те, кто со всем своим рвением стремится к какой-то цели. Исчезнут скоро и многие виды цветов, которые радуют вас сейчас, например, колокольчик, гиацинт и олива. Станет редкостью сапфир, а бирюза потеряет свой голубоватый оттенок. Предпочтение будет отдаваться цветам фиолетового, бледно-лилового и пурпурного тонов. И за всем этим стоит цель, исполненная глубокого значения.

Сегодня на физическом плане, в его самом плотном аспекте, почти не осталось тайн; человек его познал. Но разреженные уровни физического плана по-прежнему скрыты и станут для него следующей сферой открытий. Церемониальный Луч несёт с собой средства, которые позволят познать эти уровни и сделать знание о них доступным для всех, а не для одних только мудрецов и оккультистов. Три более высоких эфирных уровня с их 123] обитателями готовы стать достоянием всех, и очень скоро мы познакомимся с их обитателями.

Уже сейчас можно предсказать некоторые события, которые произойдут в ближайшие сто лет.

Во-первых, примерно через десять лет первый эфир вместе со всем, что состоит из его материи, станет признанным научным фактом, и учёные, опирающиеся в своей работе на интуицию, распознают дэвов этого плана. У людей, воплощающихся на Седьмом Луче, будут глаза, чтобы видеть, и тогда пурпурные дэвы и малые дэвы эфирного тела станут для них зримыми.

Во-вторых, когда Тот, Кого ожидают и ангелы, и люди, приблизится к физическому плану, Он приведёт с Собой не только некоторых Великих и Учителей, но и некоторых Дэвов, занимающих по отношению к дэва эволюции то же положение, какое занимают Учителя по отношению к человеческой эволюции. Не забывайте: человеческая эволюция – лишь одна из многих, а нынешний период является кризисным и для дэвов. Им, обладающим более высоким уровнем вибрации и знаний, предлагается сейчас сблизиться с человечеством и объединить с ним свои силы ради ускорения обеих эволюций. Они многое могут поведать нам о цвете и звуке и о своем влиянии на эфирные тела людей и животных. И когда человечество оценит то, что они могут дать, физические заболевания будут сведены на нет и внимание сосредоточится на недостатках астрального, или эмоционального, тела.

Фиолетовые дэвы четырёх эфиров образуют, как легко себе представить, четыре большие группы с семью подразделениями. Эти четыре группы работают с четырьмя типами воплощённых сейчас людей, ибо в действительности более четырех типов людей в нашем круге никогда одновременно не воплощаются. В любой период времени доминируют четыре Луча, причём один преобладает над остальными. Имеется в виду, что только четыре Луча находятся в физическом воплощении, тогда как на плане души, 124] конечно, присутствуют все семь. Эта идея отражена в четырёх кастах Индии, и вы найдёте эту четверку повсюду. Четыре группы дэвов составляют отряд служителей Господа, и их особая задача состоит в том, чтобы контактировать с людьми и давать им конкретное и экспериментальное обучение.

Они научат использовать цвет при лечении больных, особенно фиолетовый свет для облегчения страданий и при лечении тех болезней физического плана, очаг которых находится в эфирном теле, или двойнике.

Они будут учить людей эфирному видению, повышая человеческую вибрацию воздействием своей собственной.

Они продемонстрируют мыслителям-материалистам факт существования сверхсознательных состояний – не только сверхчеловеческих, – и заставят понять ту доселе неосознанную истину, что помимо людей на земле живут и другие существа.

Они научат издавать звуки тех тональностей, которые соответствуют оттенкам фиолетового цвета, чтобы с их помощью человек мог использовать эфиры так же, как сейчас использует для своих многочисленных потребностей материю физического плана.

Они научат людей так управлять эфирами, что те смогут изменять свой вес и интенсифицировать движение, делая его более быстрым, плавным и бесшумным, то есть менее изматывающим. Контроль над эфирными уровнями позволит человеку меньше уставать и быстрее перемещаться, а также даст ему способность подниматься над временем. Но пока это предсказание не станет для сознания свершившимся фактом, его смысл будет оставаться туманным.

Они также научат людей правильно питать своё тело, извлекая из окружающих эфиров необходимую пищу. В будущем человека будет больше занимать здоровое состояние эфирного тела, в результате плотное физическое будет функционировать почти автоматически.

Они дадут возможность человеку, в масштабах всего человечества, а не на 125] уровне отдельных людей, расширить своё сознание до такой степени, что оно включит в себя сверхфизическое. Здесь важно отметить, что в результате учёными будет выявлена ткань, отделяющая физический план от астрального, и установлено в конце концов её назначение. Это открытие принесёт с собой возможность проникать сквозь эту ткань и сознательно соединяться с астральным телом. Так произойдёт следующее объединение различных уровней материи.

Что ещё произойдёт, и каков будет метод приближения к этим дэвам?

В ближайшие пятнадцать лет от связанных с ними дэвов люди будут получать всё больше и больше знаний, подчас бессознательно. Сначала это будет осуществляться телепатически. Уже сегодня много информации от некоторых дэвов получают врачи. Этому содействуют два великих дэва из зелёной группы на ментальных уровнях. Некоторые врачи субъективно получают много немало знаний от действующего на атомном подплане физического плана фиолетового дэва, которому помогает дэв каузального уровня, работающий с их Эго или через них. С ростом чувствительности и осознания по отношению к дэвам, от них будет поступать всё более объёмное учение. Вот три способа передачи ими информации:

а. Интуитивная телепатия.

б. Демонстрация цвета, свидетельствующего об определённых фактах.

в. Музыкальные звуки, вызывающих в эфирах вибрации, которые в свою очередь производят формы.

В конце концов благодаря расширенным возможностям видения эфир окажется более плотным, чем представляется сейчас, и по мере усиления эфирного зрения станет ясно, что эфиры относятся к материи чисто физического плана. И когда во время болезни людям придётся призывать дэва, и этот дэв уничтожит поражённую 126] ткань с помощью звука определённой тональности, способствующего её распаду, и когда они воочию увидят, как благодаря его вибрации встраивается новая ткань, тогда присутствие дэвов будет общепризнанно и начнут использоваться их возможности.

Что же позволит осознать их присутствие и использовать их способности?

Прежде всего, благодаря своему развитию человеческий глаз сможет видеть то, что сейчас ему недоступно. Это будут изменения именно самого глаза, а не форма ясновидения.

Далее, благодаря постоянному экспериментированию с призывами и их употреблению будет найден способ вызывать дэвов. Здесь, однако, требуется осторожность, так для незащищённых это может окончится весьма и весьма плачевно. Необходимо вести чистую жизнь, учить охранительные призывы и формулы и прибегать к защите церкви и масонства. Не стоит забывать, что злые сущности живут на планах, отличных от физического, и могут отзываться на сходные вибрации. Поэтому обращенный к дэву, но неточно произнесенный, призыв может вызвать существо, которое окажет самое негативное воздействие. Защитой же служит ритуал. Вот почему придаётся такое значение церковным формам и масонским ритуалам – значение, которое с годами ничуть не уменьшится, но будет только расти. А силу призывов люди познают позднее.

Каждый человек имеет собственную отличительную вибрацию. Тем, кто владеет знанием и пользуется ясновидением и яснослышанием, известно, что всякая материя звучит, всякая материя пульсирует, всякая материя имеет собственный цвет. Поэтому каждый человек может издавать только ему присущий звук, издавая который он проявит и свой цвет, и комбинация обоих станет уникальным отражением его индивидуальности.

Каждая единица человечества находится на одном из семи 127] Лучей, следовательно, имеет свой преобладающий цвет и преобладающую тональность. Бесконечны ступени развития и потому бесчисленны сочетания цветовых оттенков и тональностей. Каждый Луч объединяет в себе семь дополнительных Лучей и является для них синтетическим. Эти семь Лучей связаны с цветами спектра. Таким образом, получаем красный, голубой, жёлтый, оранжевый, зелёный и фиолетовый Лучи и синтезирующий их все Луч индиго. Красный, голубой и жёлтый – три главных Луча, оставшиеся четыре – дополнительные. У развивающейся Монады они соответствуют духовной Триаде и низшему кватернеру. Логос нашей системы концентрируется на аспекте любви, для которого характерен голубой цвет. Будучи синтетическим, этот аспект проявляется как индиго. Взаимосвязь Лучей с их цветами сложна для понимания неофита. Я могу лишь отметить некоторые моменты и в конце концов с накоплением сведений что-то прояснится. Ключ следует искать в совпадении цвета, которое подразумевает сходство звучания и ритма. То есть, если человек первичного красного и дополнительного жёлтого Лучей встречается с человеком голубого и жёлтого Лучей, то сходство обоих будет определяться вторичным жёлтым Лучом, и они смогут найти какой-то общий язык. Но если человек, находящийся на жёлтом первичном и дополнительном голубом Лучах, встречается с человеком жёлтого и красного Лучей, понимание будет немедленным и обоюдным, поскольку оба имеют одинаковый первичный цвет. Когда эта фундаментальная причина согласия или непонимания будет осмыслена лучше, вторичные цвета будут использоваться как точка соприкосновения к взаимной пользе сторон.

Красный, голубой и жёлтый цвета являются первичными и не сводятся к другим. Это цвета главных Лучей.

а. Воля или Могущество Красный

б. Любовь-Мудрость Голубой

в. Активный Интеллект Жёлтый

128] Дополнительные лучи:

г. Оранжевый.

д. Зелёный.

е. Фиолетовый.

и синтезирующий луч Индиго.

4. Изучение Лучей главным образом требует, конечно, заинтересованности. Именно оно подтолкнёт психологов и пробудит у них интерес к истинному пониманию человека. Каждое человеческое существо находится на одном из семи Лучей. Из воплощения в воплощение его личность может переходить с одного Луча на другой в различном порядке в зависимости от Луча Эго, или души. После третьего посвящения человек определяет местонахождение своей души (если можно употребить этот не совсем точный оборот) на одном из трёх главных Лучей, тогда как прежде она могла принадлежать одной из семи лучевых групп. Из этого возвышенного положения он устремляется к сущностному единству Монады. Существование семи лучевых типов требует учета множества факторов, и для неофита этот предмет весьма не прост.

Своей энергией Луч создает специфические физические условия и определяет качество астрально-эмоциональной природы. Он окрашивает ментальное тело, контролирует распределение энергий (поскольку Лучи имеют неодинаковый уровень вибраций) и управляет конкретным центром тела (каждый Луч – своим), через который и осуществляется распределение. Этот центр для него первичный, а через остальные шесть он действует в специфическом порядке. Луч наделяет человека способностями, определяет его сильные и слабые стороны и его принципиальные ограничения. Им же определяются отношения человека с людьми других типов, а также реакции его формы на другие формы. Луч даёт человеку колорит и качество, определяет его общую тональность на трёх планах личности и его физический облик. Определённый склад ума прост для одного лучевого типа и труден для 129] другого, поэтому изменяющаяся личность жизнь за жизнью меняет Лучи, пока не будут развиты и выражены все качества. Некоторые души в силу своего лучевого назначения имеют определённую сферу активности, и какая-то область приложения сил может оставаться сравнительно одинаковой в течение многих жизней. Правитель или государственный деятель обретает мастерство в своём деле благодаря богатому опыту в этой области. Мировой Учитель учит веками. Мировой Спаситель множество жизней отдавался делу спасения. Когда эволюционный путь человека на две трети пройдён, лучевой тип его души начинает преобладать над лучевым типом личности и определять его выражение на земле – не в духовном смысле (так называемом), но в смысле предрасположенности личности к определённым видам активности.

Итак, знание о Лучах, их качествах и активности с точки зрения психологии имеет огромное значение. Поэтому и написан данный трактат.

5. Группы людей, организации, нации и группы наций – всё это результат активности и магнетизма Лучей. Следовательно понимание устремлённых из творческого божественного центра сил, которые и называются Лучами, необходимо и для понимания качеств, природы и судеб огромных людских масс. Каждая из семи планет управляется каким-либо Лучом. Страны (взятые отдельно от населения) тоже являются результатом лучевой активности, в общем, значение данного предмета невозможно переоценить.
^ Вопрос 5. Какой смысл заключён в словах «чувствительность»; «сознание», или «осознанность»; «энергия», или «свет»?
Разбирая последний вопрос, я постараюсь в общих словах – естественно, неадекватных 130] из-за ограниченности языка – показать значение таких важнейших качеств души, как:

а. Чувствительность, или чувствительная реакция на контакт, способствующая накоплению знаний.

б. Сознание, познание окружения, и развитие инструментов, с помощью которых сознание может продолжать своё развитие.

в. Свет, или излучение, результат взаимодействия жизни с окружающей средой.

Тем, кто не достиг статуса посвящённого или принятого ученика высоких степеней, трудно будет понять первое положение, которое я попытаюсь разъяснить. Душа – это тот фактор (возникающий в результате контакта между духом и материей), который вызывает в материи чувствительную реакцию и который мы называем сознанием в его различных формах. Это то латентное, или субъективное, сущностное качество, которое воспринимается как свет, или световое излучение. Это свойственное всем формам "собственное внутреннее свечение."20 В недифференцированном состоянии, ещё до вовлечения в активность творческого процесса материя, сама по себе, не обладает душой и, следовательно, не способна ни реагировать, ни излучать. Только когда – в эволюционном творческом процессе – материя приходит в соприкосновение и сливается с духом, появляется душа и даёт этим двум аспектам божественности возможность проявиться в виде троицы, обладающей чувствительностью и излучающей магнетический свет. Поскольку в данном трактате всё излагается применительно к человеческой эволюции, то можно утверждать, что только тогда, когда доминирует душа, реагирующий аппарат (природа формы человека) полностью соответствует своему назначению, и только тогда становится возможным подлинное магнетическое излучение и сияние чистого света. Выражаясь условно, на ранних стадиях своей эволюции 131] человек, с точки зрения сознания, относительно нечувствителен и несознателен, как и материя на ранних стадиях формирования. И достижение полной осведомлённости, несомненно, является задачей эволюционного процесса. Выражаясь, опять-таки, символически, неразвитый человек не излучает, или не проявляет, света. Ещё не видно света в голове, хотя ясновидящие могли бы наблюдать тусклое свечение составляющих тело элементов и свет атомов, образующих природу формы.

С течением эволюции тусклые точки "тёмного света" становятся ярче. Свет в голове у среднего человека представляет собой периодическое мерцание и переходит в сияющий свет, когда он встаёт на путь ученичества. У посвящённого атомы сияют уже столь ярко, свет в голове имеет такую интенсивность (при параллельной стимуляции силовых центров), что образуется тело света. Когда оно сформируется окончательно, то станет более значимым, чем плотное физическое тело. Это то тело света, в котором сознательно обитает истинный сын Божий. После третьего посвящения в результате слияния с энергией духа этот двойной свет становится ещё ярче и великолепнее. Это происходит не потому, что к нему добавляется некий третий свет, а потому, что свет материи и свет души раздуваются до большей славы Дыханием духа. Этот свет упоминается в "Трактате о Космическом Огне". Изучая его, постарайтесь понять значение этого процесса. Понимание этих аспектов света даёт более точное представлению о природе огней в человеческом выражении божественности.

Никогда нельзя забывать, что душа всего, анима мунди, в своем выражении во всех четырёх царствах природы, есть то, что даёт нашей планете её свет 132] в небесах. Планетарный свет представляет собой совокупность тусклого, неясного света, присущего всем атомам излучающей вибрирующей материи, или субстанции, образующей все формы всех царств. Кроме того, планета, как и каждое царство природы, имеет аналог эфирного тела с его центрами лучистой энергии, лежащего в основе внешней физической формы, или "стоящего за"21 ней. Человеческое эфирное тело является составной частью планетарного эфирного тела, образуя его самый утонченный и наиболее развитый аспект. С течением эонов яркость света нашей планеты возрастает. Это не обязательно означает, что обитатель Нептуна заметит усиление её света, хотя и такое иногда случается во вселенной. Но это означает, что для ясновидящего свечение эфирного тела планеты становится всё ярче и возрастает его слава, поскольку его излучение всё больше отражает истинный свет души.

Душа по сути своей есть свет, и буквально, с точки зрения вибрации, и в философском смысле, являя собой истинное средство познания, и символически, ибо, подобно солнечным лучам, рассеивает тьму. Через посредство мозга душа инициирует откровение. Она проливает свой свет в мозг, всё ярче освещая человеку его путь. Мозг подобен оку души, направленному в физический мир, и в том же смысле душа есть око Монады; любопытно, что в оккультном смысле четвёртое царство природы на нашей планете являет собой око планетарного Божества. Мозг отзывается на семь чувств:

1. Слух. 5. Обоняние.

2. Осязание. 6. Ум, здравый смысл.

3. Зрение. 7. Интуиция, или синтетическое чувство.

4. Вкус.

133] Эти семь чувств позволяют контактировать и с миром материи, и с миром духа. Семь чувств это своеобразное соответствие на физическом плане семи Лучей, с которыми они тесно связаны и которыми управляются. Следующая таблица наводит на размышление. Вот каким должно быть это соответствие:

1. Слух 7-й Луч Магия Слово Могущества.

2. Осязание 1-й Луч Разрушитель Перст Божий.

3. Зрение 3-й Луч Видение Око Божье.

4. Вкус 6-й Луч Идеализм Упование Народов.

5. Обоняние 4-й Луч Искусство Красота Откровения.

6. Интеллект 5-й Луч Ум Знание Бога.

7. Интуиция 2-й Луч Любовь-Мудрость Понимание Бога.

Благодаря Словам Могущества миры достигают упорядоченного бытия, и Владыка Церемониальной Магии осуществляет организацию божественного организма.

Мановением Перста Божия, его решительным направляющим действием совершается циклическое разрушение форм, дабы умножить мощь и красоту проявления Божества. Так Владыка Могущества или Воли вершит работу разрушения, проводя в жизнь красоту и откровение воли Бога и Его благодатной цели.

Око Божье озаряет светом путь Солнца, орбиты планет и стезю человека. Владыка Приспособляемости и Интеллекта ведёт к объективному выражению разумное осуществление божественной идеи и Плана.

Когда исполнится "Упование всех народов" и перед ними открыто предстанет Космический Христос, все люди и все создания 134] оккультно "вкусят" это великое событие своим участием в нём, и Владыка Луча Преданности и Идеализма на завершение Своих трудов будет смотреть "с довольством".

Когда же в великую творческую работу внесёт Свой вклад Владыка Четвёртого Луча Гармонии, Красоты и Искусства, то станет ясно, что в поиске ускользающего источника того таинственного откровения, которое мы называем красотой, обретается выражение и того тонкого качества, символом которого – в смысле чувства – является "обоняние". Великий поиск, эзотерическое "руководство чутьем" достигнет своей цели. По пути Четвёртого Луча идёт главным образом ищущий, исследователь, тонко чувствующий красоту. Еврейская нация имеет тесную связь с Четвёртым Лучом и четвёртой коренной расой, что и объясняет её высокое положение в наше время в мире искусства, величие её бесконечных символических блужданий и поиска.

Когда повсюду воссияет Знание Бога (не знание, или осведомлённость, о некоем великом Существе, но выражение через человеческий инструментарий божественного всеведения), тогда Владыка Конкретной Науки, воплощение пятого принципа ума, увидит окончание Своей работы. Он стимулирует в человечестве чувство осведомлённости и питает в дочеловеческих царствах аспект сознания, то есть заставляет материю реагировать на дух и интерпретировать чувственно воспринимаемое.

Интуиция это, буквально, синтетическое и непосредственное постижение истины, её сути, и Владыка Второго Луча приведёт к завершению весь эволюционный процесс развитием у человечества той совершенной проницательности, которая сделает каждое человеческое существо сознательным и совершенным исполнителем Плана.

135] Глубокое изучение участия лучевых сил в творческой работе и продвижении Плана (насколько это сейчас доступно нашему пониманию) показывает, насколько близко весь процесс строительства-разрушения-перестройки связан с вопросом о трёх качествах души – чувствительности, сознании и осведомлённости – и позволит увидеть, что проблема света, которая сейчас обсуждается, имеет самое непосредственное отношение к нашей способности интерпретировать и постигать эти три качества.

Согласно эзотерическому учению, сознание отражает реакцию аспекта формы в трёх дочеловеческих царствах на:

1. Мир живых, вибрирующих и магнетических форм, в который и погружена каждая форма. Своим излучением каждая форма воздействует на любую другую форму, и её реакция на окружение определяется её качеством и эволюционным статусом.

2. Мир субъективных сил, который мы называем эфирным. Все формы всех четырех царств так или иначе реагируют на него.

3. Мир качества, или желающего намерения. Все формы всех царств в массе своей отзываются на божественное побуждение, или желание, лежащее в основе всего эволюционного процесса. Человечество сознаёт его как некий побудительный импульс, которым люди в той или иной мере руководствуются. Формы остальных царств слепо подчиняются ему, реагируя согласно природе своего механизма оклика на эти побуждения.

Говоря о притоке ментальной энергии и о силах, поступающих с пятого плана ума (высшего ума, низшего ума и эгоической интеллектуальной сущности), мы ещё глубже погружаемся в область собственно человеческой эволюции, и расплывчатое слово "сознание" вполне может быть заменено словом "осведомлённость". Каждый человек осведомлён по-разному, но 136] все люди осведомлёны о своей осведомлённости. Реагирующий аппарат человека отзывается на те же касания и испытывает на себе те же влияния, что и дочеловеческие формы, но человек осознаёт и себя самого, его механизм отклика способен реагировать не только на внешние стимулы, но и на касания, исходящие изнутри, от так называемого "Я", и из миров интроспекции и мистического видения, которые, похоже, недоступны всем дочеловеческим формам жизни.

В более широких масштабах, которых в данном трактате мы не касаемся, планета образует реагирующий аппарат некой сверхчеловеческой Жизни, и эта Жизнь сознательно откликается на воздействия Солнечной системы в целом, а также некоторых созвездий (воплощённых Жизней), с которыми наша Солнечная система связана. Подобным же образом, Солнечный Логос осуществляет Свои функции через посредство гигантского реагирующего аппарата в границах кольца-не-преступи Солнечной системы. Всякая форма, от мельчайшего атома до огромного созвездия, есть воплощение жизни, выражающей себя как сознание, осведомлённость и чувствительная реакция через какую-либо разновидность механизма отклика. Так утверждается вселенная жизней, взаимодействующих и взаимосвязанных, каждая из которых обладает сознанием, многие – самосознанием и некоторые – групповым сознанием, но все укоренены в универсальном уме, все наделены душами и все представляют различные аспекты божественной Жизни.

Таким образом, жизнь, качество, явление по-прежнему составляют первичную тройственную комбинацию. Поскольку явление объективно, то наукой веками изучаются, анализируются и классифицируются формы. Теперь мы поворачиваем вовнутрь, начинаем заниматься интроспекцией и вступаем в цикл, когда подобным исследованиям и классификации подвергнется уже мир качества и смысла. Это выдвинет на передний план новые ценности в жизни и обогатит наше понимание, что повлечет за собой рост интуиции, идущей на смену интеллекту.

137] Могу ли я призвать всех больше жить в мире смысла, и меньше – в мире явлений? Это более реальный и менее иллюзорный мир. Когда возрастёт понимание, когда люди научатся заглядывать под поверхность и разовьют истинное видение, тогда во всех формах начнёт неуклонно выявляться качество души, а природа формы будет отходить на задний план. Открыть этот мир смысла является привилегией человечества, и все, кто по-настоящему изучает эзотеризм, должны быть первопроходцами в этом деле.

^ II. Десять базовых положений

1. Существует единая Жизнь.

2. Существуют семь Лучей.

3. Жизнь-Качество-Явление составляют Существование.

^ 4. Семь Лучей суть семь творческих Сил.

5. Лучи проявляются через семь Планет.

6. Каждое человеческое существо находится на одном из Лучей.

7. Существует единая Монада, семь Лучей и мириады форм.

^ 8. Законы Эволюции воплощают Жизненную Цель семи Лучей.

9. Человек развивается через Само-выражение и Само-осознание.

10. Индивидуализация в конечном итоге приводит к Посвящению.

141]

0024684850122545.html
0024779937174544.html
0024836012620330.html
0024859964921932.html
0024970004170942.html