Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы - страница 3


^ Ефимова Е. А. Библиотека 2.0: продолжаем разговор // Современная библиотека. - 2010. - № 1. - С. 77-79.

Появившийся впервые в 2005 году термин «Библиотека 2.0» и сегодня остается центральным в различных спорах и дискуссиях. И тогда, и сейчас нет единого мнения об этой концепции.

Как отмечает автор статьи, в России интерес к концепции «Библиотека 2.0» еще только начинает появляться. Существуют два различных взгляда на концепцию «Библиотека 2.0». С одной стороны – это использование библиотекарями инструментов «Web 2.0» (блоги, «wiki», социальные сети и т. д.), т.е. сервисов, позволяющих легко создавать, изменять и публиковать контент любого рода. С другой стороны – концепция «Библиотека 2.0» представляет собой совершенно иную философию, в которой пользователь становится равноправным участником библиотечного процесса. Это означает, что пространство библиотеки (реальное или виртуальное) становится более интерактивным, открытым и отвечающим потребностям общества. Основная идея этих направлений – сделать библиотеку значимой для читателя.

«Библиотека 2.0» стремится к применению знаний пользователей для создания новых и оценки и улучшения уже существующих библиотечных сервисов. Как следствие, создается более информативный продукт для последующего применения. Пользователь становится равноправным участником библиотечного процесса. Смысл данной модели, как отмечает автор статьи, заключается в привлечении новых пользователей и удержании постоянных пользователей тем, что они сами могут предложить какие-либо идеи по улучшению существующих сервисов или созданию инновационных.


Лузанова Н. А. Виртуальная библиотека как направление деятельности современной библиотеки // Библиотеки и местное самоуправление: IV окружная летняя школа, Ханты-Мансийск-Нефтеюганск-Сургут / сост. Ю. А. Ким; Федер. Агентство по культуре и кинематографии РФ, Гос.б-ка Югры. – Ханты-Мансийск, 2008. – С. 37 – 40.


Создание информационных ресурсов в цифровой среде сегодня рассматривается как стратегическая задача государства. Она является одной из направлений Федеральной целевой программы «Электронная Россия».

^ Виртуальная библиотека (от англ. virtual – предполагаемый, мнимый) некая противоположность реальной (действительной) библиотеке, явление, возникающее при пользовании библиотечной компьютерной сетью или в целом Интернетом, когда на экран дисплея пользователя поступает информация из баз данных нескольких, как правило, значительно удаленных от него библиотек и других информационных служб. [Библиотечная энциклопедия/ Рос. гос. б-ка.- М.: Пашков дом, 2007.- 1300с.].

Автор указывает на то, что в процессе работы над терминологией был сделан вывод, что термин «электронная библиотека» недостаточно широк и не отражает всей сути проектной идеи. От электронных библиотек (цифровых) виртуальную отличает использование не только внутреннего, но и внешнего ресурса, к которому обеспечен единый интерфейс доступа. По мнению автора статьи, помимо ресурса виртуальная библиотека должна включать (как и прочие виды библиотек) сервисную составляющую, что отличает ее от понятия «собрания документов», а также систему получения знаний и навыков пользования библиотекой. Автор статьи дает свое определение понятию «виртуальная библиотека».

«Виртуальная библиотека - это информационно-библиотечная среда, представленная библиотечными и информационными услугами и предметно ориентированной системой доступа к удаленным или локальным ресурсам для интеллектуального развития населения через обеспечение свободного доступа к информации и знаниям и организацию помощи в получении навыков работы с информацией и информационно-коммуникационными технологиями.

^ Виртуальная библиотека включает несколько составляющих:

Освоение виртуальной библиотеки, по мнению автора, предполагает увеличение количества посещений пользователей, сокращение времени удаленного пользователя на получение информации о библиотечных фондах и информационных ресурсах библиотек.

^ Джек М. Мэнесс Библиотеки и молодежь, 2010 [Электронный ресурс] / Джек М. Мэнесс. – Режим доступа: http://www.webology.ir/ , свободный.


Как отмечает автор статьи, существует четыре концептуальных признака концепции «Библиотеки 2.0»: ориентированность на пользователя, мультимедийность, социальное богатство, коллективное новаторство.

Наилучшей идеей, по его мнению, «Библиотеки 2.0» может стать сетевое сообщество с настраиваемым пользователем интерфейсом. В него вошли бы персонифицированный электронный каталог, с добавлением доступа к мгновенным сообщениям, каналам новостей, блогам, «wiki», тегам, а также открытый и закрытый профили внутри библиотечной сети. Это виртуальная реальность библиотеки, места, где можно не только искать книги и журналы, но и взаимодействовать с сообществом, с библиотекарями, а также обмениваться знаниями и суждениями со всеми сторонами.

Изменятся библиотечные фонды и коллекции, становясь более интерактивными и полностью доступными. Изменятся библиотечные услуги, более сосредоточиваясь на информационной грамотности и осуществлении передачи информации, чем на распределении доступа к ней. Использование технологий и приложений «WEB 2.0» обеспечит значительные перемены в истории библиотек.

«Библиотека 1.0» перемещает в условия онлайн свои фонды и некоторые сервисы, а «Библиотека 2.0» перемещает в электронную среду полный перечень библиотечных услуг.

«Для библиотечного дела  непросто сменить парадигму и открыть доступ не только к коллекциям и каталогам, но также к управлению ими. «Библиотека 2.0» требует от библиотек обращать меньше внимания на системы изолированного учёта, а больше на системы совместного раскрытия.

В глобальном масштабе, «Библиотека 2.0» совершает революцию в профессии. Вместо создания систем и служб для читателей, библиотекари дадут читателям возможность творить для самих себя. Библиотеки уже переживали подобную кардинальную смену курса в своей истории, например, введение открытого доступа к полкам и включение беллетристики и книг в дешёвых бумажных обложках в фонд в начале XX века».

Смысл концепции «Библиотеки 2.0» не в поиске, а в нахождении, не в доступе, а в совместном использовании. «Библиотека 2.0» обнаружила, что пользователи ищут и используют информацию не индивидуально, а сообща.

Несколько примеров движения от «Библиотеки 1.0» к «Библиотеке 2.0»:

«Библиотека 2.0» - это гибрид блогов, «wiki», потоков медиа, аггрегаторов содержания, мгновенных сообщений и сетевых сообществ. «Библиотека 2.0» запоминает пользователя, как только он «вошёл в систему». Регистрация позволяет ему редактировать данные и метаданные OPAC, сохранять пользовательские метки (теги), вести онлайн диалоги с библиотекарями в режиме реального времени, заходить в «wiki»-страницы, а также делать все или часть своих параметров открытыми, общедоступными. Пользователь может видеть, кто берёт на дом те же материалы, что и он сам, брать и давать взаймы свои метки (теги), а традиционный каталог в перерабатываемом виде превращается в громадный, движимый пользователями каталог-гигант.

«Библиотека 2.0» полностью ориентирована на пользователя и живёт благодаря пользователям. Это «мэшап» традиционных библиотечных услуг и инноваций «WEB 2.0». Это библиотека XXI века, богатая по содержанию, интерактивная и социально действенная.


Сорокин И. В. Технологии «Web» и «Web 2.0» как средства интеграции библиотек в современную электронную среду, 2010 [Электронный ресурс] \ И. В. Сорокин, А. В. Скалабан. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2010/disk/93.pdf , свободный


Развитие библиотек в настоящее время все более связывают с концепцией «Библиотеки 2.0», которая подразумевает комплексное изменение и модернизацию библиотечного обслуживания, новые методы и принципы взаимодействия с читателем в условиях постиндустриального общества.

Авторы статьи ставят задачу рассмотреть на конкретных примерах те решения и подходы, которые могут и должны внедряться в рамках реализации концепции «Библиотеки 2.0». Анализируются конкурентные преимущества, которые получает библиотека в результате внедрения технологий «2.0», а также как web-технологии могут повысить социальную значимость и востребованность библиотечных услуг обществом.

Как отмечают авторы статьи, по данным западных аналитиков, «социальными сетями и блогами пользуются 66,8 процента интернетчиков». Социальные сети все больше привлекают взрослых пользователей. Так, четверть пользователей ведущей западной социальной сети Facebook оказалась старше 50 лет, а самым быстрорастущим сегментом пользователей социальных сетей в 2008 году была возрастная группа от 35 до 49 лет. Есть основания предполагать, что в России и других странах СНГ ситуация развивается аналогичным образом.

Следовательно, актуальной задачей для библиотек является продвижение своих услуг с помощью сервисов «Web 2.0» и социальных сетей. Кроме того, сервисы «Web 2.0» оказываются удобным инструментом для автоматизации работы библиотеки.

Принципы «Библиотеки 2.0» часто подвергаются критике, так как считается, что их внедрение увеличивает нагрузку на библиотекарей. Но при правильном подходе к автоматизации библиотечных процессов реализация концепции «Библиотека 2.0» становится источником эффективности работы библиотеки.

Путем предоставления пользователям удобного «Web 2.0» ориентированного электронного каталога возможно добиться распространения информации о библиотеке и её услугах в социальных сетях за счет активности пользователей.

Реализация концепции «Библиотека 2.0», по мнению авторов статьи, является важной задачей, решение которой позволит библиотекам играть важную роль в научной и культурной жизни общества. Цель данной концепции – такое развитие библиотечно-информационных услуг, которое будет адекватно потребностям современного постиндустриального общества. Главными условиями достижения этой цели является внедрение в библиотеках новых методов, инструментов и сервисов: в частности, электронных каталогов и автоматизированных систем, основанных на технологиях «Web» и «Web 2.0».


Шишкин Ю. Технологии «Web 2.0» как инструмент формирования современного имиджа библиотеки //Библиотековедение. – 2010. – №3. – С.45-50.


В условиях становления информационного общества и усиления роли информации как стратегически важного ресурса существенно возрастает значение деятельности библиотек по удовлетворению и формированию информационных потребностей как отдельных граждан, так и всего общества. Это повышает требования к библиотечно-информационной сфере и ее специалистам как к «управляемому объекту, существующему в результате функционирования системы управления, включающей следующие звенья: инициирование процесса создания имиджа, проектирование идеального имиджа, формирование имиджа, сохранение имиджа, изменение имиджа». Как отмечает автор статьи, создание привлекательного имиджа библиотеки предполагает использование новейших технологий, наиболее распространенными из которых на данный момент являются технологии «Web 2.0» (порой приравниваемые к управлению знаниями), которые, революционно выйдя на информационный рынок, очень быстро прижились на всех уровнях информационной деятельности общества.

«Web 2.0» предоставляет новые маркетинговые решения, позволяющие изменить принципы продвижения на рынок определенного набора социальных, образовательных и библиотечных услуг и уменьшить расходы на них. Во многом это становится возможным благодаря созданию интерактивных связей между производителем продукции (информации) и ее потребителем. Синергетичность этого общения позволяет в несколько раз увеличить эффективность использования информации, в том числе и в библиотечной среде, что значительно стимулирует утверждение положительного имиджа библиотек в качестве технически развивающегося механизма управления знаниями.

По мнению автора, внедрение новых технологий дает библиотеке возможность найти своего читателя в Интернете, в игровом пространстве, в социальных сетях и даже в музыкальном плеере. Интерактивные связи позволяют библиотеке, работающей с информацией, получить максимальную отдачу от синергетической активности своих пользователей.

«Концепция «Библиотека 2.0» — это новый взгляд на библиотечную работу в целом. Библиотекарю, обслуживая тех, кто приходит к нему, необходимо продвигать услуги и за пределы помещений библиотеки, навстречу людям.

Самый известный проект «Web 2.0» — это Википедия (свободная энциклопедия, создаваемая совместными усилиями добровольцев). Она работает по технологии «wiki» — это web-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут совместно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом» (С. 48).


«Библиотека 2.0» — это стимуляция участия пользователей в жизни библиотечных сообществ путем сообщения своего мнения как о ресурсах, которые они уже использовали, так и о новых, к которым они хотели бы получить доступ. Технология лишь дает средства, с помощью которых можно реализовать ряд общих целей во всем библиотечном секторе. Принятие концепции «Библиотека 2.0» не означает, что необходимо пересмотреть все аспекты библиотечного обслуживания, однако теперь надо быть готовым адаптироваться к изменениям.

По мнению автора, чтобы сделать библиотеку привлекательной для читателя нового поколения, качественно изменив ее имидж, необходимо создать для него возможность построения своей библиотечной социальной сети, наполняемой согласно его потребностям. Таким образом, в современном информационном обществе библиотекари имеют возможность повысить свой имидж как распространителей информации и информационных консультантов с помощью новейших технологий, в том числе используя сервисы «Web 2.0», и придать библиотеке статус организации с высоким уровнем информационного и технического комфортного обслуживания.


^ ОПЫТ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК

С ИНФОРМАЦИОННО-МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ

ТЕХНОЛОГИЯМИ


В последнее десятилетие большинство библиотек развивается стремительными темпами, внедряя в свою деятельность автоматизацию библиотечно-информационных процессов и мультимедийные технологии. Меняющиеся информационные потребности общества ставят перед библиотеками новые задачи и определяют их место в культурной и образовательной среде.

Традиционные, привычные функции в библиотеках современного типа получают новое развитие за счет применения современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, что существенно ускоряет процесс обслуживания пользователей и повышает его качество.

Информационные технологии предоставляют библиотекам возможность расширять перечень оказываемых ими библиотечно-информационных услуг.

Применение информационных технологий и автоматизация библиотечных процессов привлекают в библиотечную отрасль специалистов различных профессий: системных техников, Web-дизайнеров, PR-менеджеров, звукорежиссеров и др.

Использование в деятельности библиотек современных технических средств и инновационных технологий способствует созданию комфортной среды для интеллектуального и культурного развития пользователей, а следовательно, и общества в целом.

Будущее библиотек – это новые технологии, информационные сети, электронные ресурсы. Прогресс не остановить, и идти в ногу со временем – одна из задач библиотек.


Архипова И. В. О крае, людях и о себе : электронные ресурсы для молодежи / И. В. Архипова, Н. Г. Екимова // Библиотечное дело. – 2009. - № 11. – С. 26 – 29.

Развитие информационных технологий вызвало значительные перемены в работе библиотек. Они коснулись и издательской деятельности библиотек: их продукция теперь выпускается не только на бумажном носителе, но и в электронном виде.

Сегодня в библиотеках страны все чаще появляются ресурсы, существующие изначально только в электронном виде: на CD, DVD. Перспективным является и создание сетевых электронных ресурсов, когда под каждое издание пишется программная оболочка. Такие издания имеют оригинальный интерфейс, включает элементы мультимедиа.

Мультимедийные издания объединяют различные виды информации: фактографическую, библиографическую, полнотекстовую, графическую, звуковые и видеофайлы. Преимущества электронных продуктов очевидны: они практически не имеет ограничений по объему; компактны, удобны в пользовании, долговечны; можно оперативно обновлять и пополнять представленную на них информацию.

Такая тенденция проявляется и в работе Челябинской областной юношеской библиотеки.

«Актуальным является, в первую очередь, создание электронных ресурсов краеведческой направленности. Виртуальная выставка, размещённая на сайте ЧОЮБ (www.unbi.uu.ru), «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья...»: молодёжные литературные объединения г. Челябинска — это первый опыт работы юношеской библиотеки по созданию полноценного электронного сетевого ресурса. В случае необходимости его можно записать на CD; существует печатная версия выставки (буклет).

Следующим стал электронный проект ЧОЮБ «Победу назовут Уралом»: путеводитель по краеведческим электронным ресурсам, посвящённый участию южноуральцев в Великой Отечественной войне. Электронное издание адресовано учащимся, молодёжи, специалистам, работающим с юношеством, и всем, кто интересуется историей родного края» (С. 28).

По мнению авторов статьи, создание электронных ресурсов в библиотеке — это не дань моде, а возможность полнее удовлетворять информационные потребности молодых пользователей.


^ Баженова И. А. Интернет для юных. Новые информационные технологии в современной детской библиотеке, 2008 [Электронный ресурс] / И. А. Баженова. – Режим доступа: http://www.publiclibrary.ru , свободный.

Информационной работой библиотеки занимались во все времена.
Но сегодня библиотекам, обслуживающим детей и юношество, вероятно, снова стоит обратить более пристальное внимание на индивидуальный подход к информационному обслуживанию подростков и молодежи.

Появление новых информационных технологий поднимает эту работу на иной уровень, делая возможным и удаленный доступ к информации.

Технология индивидуального информационного обслуживания помогает преодолеть трудности информационной перегрузки, недостатка времени и повышенной мобильности, ориентируя информацию на персональные потребности читателя.

Можно говорить и о значительных потенциальных преимуществах этой технологии для непрерывного образования (ориентация на образовательные потребности пользователей), социальной интеграции (например, нацеленность на нужды читателей-инвалидов), цифровой грамотности.

«Информационно-библиографическая служба ЦГБДЮ г. Новоуральска предлагает читателям библиотеки (а в ближайшей перспективе и учащимся новоуральских школ, лицеев, колледжей и институтов) принять участие в мини-опросе (который будет проводиться и в стенах библиотеки, и в учебных заведениях, и по телефону, и на библиотечном сайте) и высказать свое мнение по следующим вопросам:

И.А. Баженова отмечает, что в дальнейшем предполагается обеспечивать пользователей информацией о новых поступлениях, web-сайтах и т.д. на основе заявленных ими тем и интересов. Причем, интересов может быть и несколько. Например, читателя может интересовать информация, связанная с его учебой и каким-либо увлечением-хобби.

Формы предоставления информации будут предложены на основе выбора каждого пользователя индивидуально. Автор статьи считает, что основной акцент будет сделан на удаленное получение информации.

Для этой цели и в Интернет-зале библиотеки, и в информационно-библиографическом отделе, на компьютерах, предназначенных пользователям, будет создана база индивидуального информирования, где любой пользователь сможет подойти и открыть персональную папку, в которой (в обратной хронологии) будет предоставлена интересующая его информация в виде рекомендательной библиографии и дайджестов. Та же информация будет представлена на сайте библиотеки.


Грузнова Е. Б. Информационные ресурсы Президентской библиотеки в деле воспитания и образования подрастающего поколения // Школьная библиотека. – 2010. № 3/4. – С. 27 – 30.


В последние десятилетия наша страна активно ищет национальную идею, без которой невозможно нормальное функционирование и развитие ни одного общества. Но для формирования такой идеи любому обществу необходимо осознать самого себя, проанализировать свою историю и наличное состояние. В этом отношении изучение теории, истории и практики развития отечественной государственности является приоритетным.

«Ресурсы Президентской библиотеки уже сейчас являются комплексными. Мы комплектуем электронные копии как раритетных изданий, рукописей и архивных документов, предназначенных для высокопрофессиональных специалистов, так и учебную и научно-популярную литературу, рассчитанную на людей разного образовательного уровня, в том числе — на детей. Так, к 1 сентября 2009 г. наши специалисты начали создавать коллекцию учебников по истории России. Она состоит из 9 разделов, в которых материал распределен по хронологическим периодам и по ступеням образования и сопровождается аннотациями, как к разделам, так и к отдельным документам».

Е.Б. Грузнова отмечает, что далеко не все собираемые документы могут быть представлены на портале. Это связано, как с вопросами защиты информации от недобросовестного использования, так и с неготовностью большей части общества к работе с теми новейшими технологиями, которые использовались при создании Президентской библиотеки. Поэтому для обеспечения доступа российских граждан к полному объему ресурсов, собираемых Президентской библиотекой, в каждом регионе предполагается создание филиалов, представительств и электронных читальных залов.

Одним из направлений деятельности Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина является координация деятельности по созданию информационных ресурсов. Конечной целью этой деятельности должно стать единое информационное пространство публичных информационных институтов страны.


0014761198258645.html
0014890420097387.html
0015044579983631.html
0015134431653241.html
0015239612494940.html