5. Энергоэффективность - Энергодиалог Россия-ес


5. Энергоэффективность


Введение

Ключевая цель совместной работы экспертов при разработке «Дорожной карты сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050» в области энергоэффективности - определение приоритетных областей, представляющих интерес для обеих сторон, с целью организации сотрудничества в будущем. Основное внимание уделяется обмену положительным опытом, гармонизации нормативно-правовой базы и целей, снижению рыночных барьеров.

Более эффективное использование и преобразование энергетических ресурсов во всех секторах экономики составляет приоритет в осуществлении энергетической и климатической политики. Учитывая данные условия, анализ проводимой энергетической политики и связанных с ней целей в области энергоэффективности служит основой для определения областей дальнейшего сотрудничества.

В ЕС и России отмечают следующие общие исходные условия, способствующие взаимовыгодному сотрудничеству в сфере энергоэффективности:

В то же время существуют значительные различия в исходных условиях повышения энергоэффективности в России и ЕС, которые могут быть исключены из дальнейшего анализа основ сотрудничества. Например, существующие в настоящее время значительные различия в налогообложении в энергетике, что обеспечивает более высокий потенциал рентабельности в сфере энергоэффективности в ЕС.

Механизмы разработки законодательства в России и ЕС также различаются. В России основное законодательство принимается на федеральном уровне, в то время как в ЕС эти функции разделены между Европейской комиссией и национальными правительствами. В результате существует широкий арсенал политических мер для сектора конечного энергопотребления. Оценка отдельных законодательных мер или инструментов (в том числе в промышленности) могут стимулировать передачу опыта или развитие новых видов деятельности в странах-членах ЕС и в России.

^ 1. Сотрудничество России и ЕС в сфере энергоэффективности

Принятие в 2009-2010 годах в России нового законодательства по энергоэффективности, а также разработка «Дорожной карты» ЕС по энергоэффективности до 2050 года (обзор текущего законодательства по энергоэффективности приведен в Приложении 1) служат стимулом для расширения сотрудничества России и ЕС. Успешному партнерству России и ЕС способствуют общность целей по повышению энергоэффективности экономик, географическая близость и налаженные экономические и политические связи сторон.

^ Основные направления сотрудничества России и ЕС в сфере энергоэффективности включают:

Среди барьеров, которые в той или иной мере препятствуют ускоренному развитию сотрудничества России и ЕС в сфере энергоэффективности, можно выделить следующие:

^ Механизмы сотрудничества, которые способствуют устранению перечисленных выше барьеров и служат стимулами для новых совместных проектов, включают в себя механизмы, предусмотренные в рамках «Энергодиалога Россия-ЕС», инициативы «Партнерство для модернизации» и двусторонних министерских и межправительственных комиссий, комитетов по торгово-экономическим вопросам. Разрабатываемая «Дорожная карта сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 года» также позволит активизировать сотрудничество в сфере энергоэффективности и будет стимулировать развитие сотрудничества в целом.

^ 2. Ожидаемые результаты сотрудничества

Положительными результатами сотрудничества России и ЕС можно будет считать:

Развитие различных форм партнерства создает преимущества как для России, так и для стран ЕС за счет снижения стоимости энергоресурсов, создания новых рабочих мест в промышленности и в ряде секторов сферы услуг, уменьшения количества вредных выбросов в атмосферу, а также за счет вклада в борьбу с изменениями климата и соответствующего снижения расходов на адаптацию к климатическим изменениям.

Преимущества для ЕС включают:

^ Преимущества для России включают:

^ 3. План развития сотрудничества в краткосрочной и долгосрочной перспективе

План работ по развитию сотрудничества в области энергоэффективности можно разделить на два основных этапа (детальный план развития сотрудничества приведен в Приложении 2).

В течение 2011-2030 годов приоритеты будут включать гармонизацию нормативно-правовой базы в сфере энергоэффективности, а также разработку совместного плана перехода к низкоуглеродной экономике. Анализ и гармонизация законодательства и целей будут проводиться на взаимовыгодных для сторон условиях, с учетом сложившихся политических, экономических, социальных и климатических условий.

В течение этого периода на основе исследований будет подготовлен совместный план перехода к энергоэффективной низкоуглеродной экономике. ЕС и Россия будут последовательно осуществлять сначала пилотные, а затем крупномасштабные проекты в сфере энергоэффективности. В результате будет повышена энергетическая эффективность на различных уровнях экономики, будет систематизирован опыт по финансированию проектов, улучшению технологических процессов, модификации существующих производственных линий, поддержанию или улучшению качества товаров/услуг, оценке потенциала различных технологий энергоэффективности и др.

Планируется, что к концу этапа будет завершен процесс гармонизации законодательства и системы технических стандартов, также планируется выполнять мероприятия по развитию рынка энергосервисных компаний в ЕС и России. За счет устранения торгово-экономических барьеров к концу этапа будет создан общий рынок в сфере энергоэффективности и, возможно, в других сферах экономики России и ЕС.

Кроме этого предполагается проведение совместных исследований и реализация крупных промышленных проектов в области энергоэффективности.

На период с 2031 по 2050 годы запланировано выполнение завершающих мероприятий по переходу к низкоуглеродной экономике, а также изменение программ сотрудничества и выполнение новых планов действий.

На всех этапах особое внимание уделяется совместным исследованиям, обмену положительным опытом в сфере политики энергоэффективности, повышению информированности различных групп конечных потребителей энергии и сектора трансформации энергии о потенциале и приоритетах в области энергоэффективности. В результате данной деятельности появится возможность улучшить научную базу в области энергоэффективности в различных отраслях экономики и разработать новейшие технологии в этой сфере. Усиливающаяся пропаганда энергоэффективности среди различных групп населения будет способствовать устранению информационных барьеров для сотрудничества, и будет стимулировать формирование энергоэффективного общества.


Приложение 1

^ Текущее законодательство ЕС и России в области энергоэффективности


Государственная политика России в сфере энергоэффективности

Основные документы, отражающие политику России в области энергоэффективности: «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года», Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и Указ Президента РФ №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Государственная политика направлена на повышение конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, а также на рост уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Государственные задачи включают снижение энергоемкости ВВП России на 40% к 2020 году по сравнению с 2007 годом; стимулирование энергосбережения и повышение энергоэффективности за счет технологического развития и модернизации экономики страны в целом.

В «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» энергоэффективность экономики и экологическая безопасность энергетики определены как стратегические приоритеты для России.

Основные стратегические мероприятия в этой области включают:

^ Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» от 23 ноября 2009 года заложил правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В законе содержатся:

^ Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», принятая в декабре 2010 года, направлена на поддержку реализации региональных программ энергоэффективности и должна обеспечить сокращение энергоемкости ВВП России на 13,5%.

Финансирование Государственной программы будет осуществляться из федерального и региональных бюджетов, а также за счет внебюджетных средств. Объем федерального финансирования составляет 70 млрд. руб. (прибл. 1,75 млрд. евро) на весь период действия программы и будет направлен в основном на софинансирование региональных программ энергосбережения. Также в рамках Государственной программы предоставляются государственные гарантии по кредитам на реализацию проектов по повышению энергоэффективности в размере 100 млрд. руб. (прибл. 2,5 млрд. евро).

В настоящее время проводится работа по разработке и принятию большого числа подзаконных нормативных актов по различным направлениям. Эти направления включают стимулирование реализации мероприятий по внедрению энергоэффективных технологий и оборудования для энергоемких видов деятельности, методики расчета стратегических целевых показателей в области энергетической эффективности, создание технических условий на оснащение системами и приборами учета используемых энергетических ресурсов и др.


^ Политика ЕС и стран-членов ЕС в области энергоэффективности

Для борьбы с изменениями климата и сдерживания увеличения температуры поверхности Земли не более чем на 2°C в период за 1880-2100 гг., Совет Европы вновь подтвердил в феврале 2011 года цель по снижению выбросов парниковых газов на 80-95% к 2050 году по сравнению с уровнем 1990 года.

Использование эффективных технологий  по использованию и преобразованию энергии представляет собой наиболее быстрый и экономичный способ достижения стратегических целей ЕС в области энергетики по борьбе с изменениями климата, обеспечению надежности энергоснабжения,  созданию конкурентоспособных и ресурсоэффективных экономик, созданию новых рабочих мест, сокращению затрат на энергопотребление у населения и, в целом, улучшению условий жизни общества. Признано, что спрос на первичные энергоресурсы в ЕС можно сократить, по крайней мере, на 20% (370 млн. т н. э, или более 15000 ПДж) к 2020 году по сравнению со сценарием «бизнес как всегда» за счет рентабельных инвестиций и организационных мер.

В «Плане действий по энергоэффективности», принятом Европейской комиссией в октябре 2006 года, разработана четкая структура принятия законодательных актов, разработки политики и осуществления мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности. План действий направлен на интенсификацию процесса повышения энергоэффективности и достижения количественного показателя в 20%. В данном плане выделены шесть ключевых областей с наибольшим потенциалом энергосбережения и предложены 85 мер, которые должны быть выполнены на уровне ЕС, на национальных и местных уровнях:

(1) Требования по энергоэффективности для производства продукции, зданий и услуг. По этому направлению разработано законодательство в области строительства и продукции («Директива ЕС по энергетическим показателям зданий» (2002/91/EC), рамочные директивы по экодизайну (2005/32/EC) и маркировке энергопотребления (92/75/EEC). В 2008 году были приняты законодательные акты по производству электромоторов, телевизоров, бытовому, уличному и офисному освещению. Планируется принять регулирующие документы по водонагревательным приборам, оборудованию кондиционирования и вентиляции. Большое значение имеет Директива ESD, касающаяся энергоэффективности у конечных пользователей и энергосервису. Данная директива также включает национальные планы действий по энергоэффективности (NEEAPs).

(2) Энергоэффективность в сфере производства электро- и теплоэнергии. По данному направлению один из основных документов – директива ЕС по когенерации.

(3) Транспорт. В эту сферу включены вопросы, связанные со снижением выбросов CO2 при использовании новых легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, повышением эффективности использования топлива, энергоэффективности в авиации, использованием схемы торговли квотами на эмиссии.

(4) Вопросы финансирования и ценообразования, включающие инновационные финансовые инструменты, разработанные Европейским Инвестиционным Банком, Европейским Банком Реконструкции и Развития, национальными банками развития.

(5) Изменение поведения потребителей энергии. Мероприятия по данному направлению описаны в текущем «Плане действий по энергоэффективности» (EEAP) и «Пакте мэров», который был поддержан в 1900 городах с общим населением более 120 млн. человек. «Пакт мэров» европейских городов предусматривает снижение выбросов парниковых газов более, чем на 20% за счет разработки и исполнения «Планов действий по устойчивой энергетике» (SEAPs).

(6) Международное партнерство осуществляется в рамках Международного Партнерства Правительством РФ).

По последним оценкам мероприятий по повышению энергоэффективности в странах-членах ЕС (до декабря 2009 г.), снижение спроса на первичные энергоресурсы к 2020 году составит не более половины от запланированного уровня. В связи с этим необходимо разработать и выполнить дополнительные законодательные меры в ЕС и в странах-членах.

Приложение 2


0010172929766277.html
0010327887950396.html
0010395974272818.html
0010613111866270.html
0010852767509647.html